Линки доступности

Астронавт Марк Келли – «То, что надо!»


Марк Келли
Марк Келли

В 1983 году на экраны кинотеатров США вышел фильм под названием «The Right Stuff», впоследствии удостоенный четырех «Оскаров». Лента была снята на основе одноименной книги, принадлежащей перу Том Вулфа. Она посвящена американским летчикам-испытателям на заре реактивной эры, а также первым астронавтам, летавшим по программе «Меркурий». Данное словосочетание звучит несколько расплывчато (по-английски – The Right Stuff переводится, как «То, что надо»), но под ним подразумевается комплекс профессиональных и морально-психологических качеств, которым должен обладать настоящий пилот, или астронавт. Понятие быть «тем, кем надо» является неотъемлемой частью культуры летчиков-испытателей и астронавтов США. Оно также является устоявшимся выражением в их лексиконе.

Астронавты и космонавты такие же люди, как и все, а, следовательно, проблемы и потери с которыми сталкиваются представители «земных» профессий, не минуют и их. Но при этом есть существенное отличие – максимальная степень концентрации на решении задач полета, ответственность за выполнение программы миссии и незаменимость, если речь идет о члене экипажа корабля, или станции уже находящихся в космосе, требуют от космоплавателей непрерывного нахождения на пике своей эмоционально-психологической формы. В свою очередь это означает, что они, как и летчики- испытатели постоянно должны держать «отклонение – ноль», или быть The Right Stuff, невзирая на те трудности и невзгоды, которые могут выпасть на их долю в момент выполнения профессиональных обязанностей, или подготовки к их выполнению.

Поведение и действия астронавта Марка Келли после драмы, случившейся в его семье, стало еще одной демонстрацией того, что такое Тhe Right Stuff. Как известно, в начале января этого года на жену Келли – члена палаты представителей конгресса США Габриэль Гиффордс – было совершено покушение, в результате которого она, хоть и осталась жива, но получила тяжелое ранение головы и до сих пор находится в палате интенсивной реабилитации. Для Келли это был тяжелый удар. В НАСА сомневались, сможет ли он отправиться на орбиту в середине апреля этого года в качестве командира шаттла «Эндевор». Это будет последний полет этого челнока, в ходе которого на МКС будут доставлены запасные части, оборудование, а также некоторые исследовательские приборы, в частности «Альфа-магнитный спектрометр» стоимостью полтора миллиарда долларов.

Основания для сомнений у руководства НАСА были – сразу после покушения Келли прекратил тренировки в составе экипажа, чтобы находиться рядом с раненной женой. На место Келли в качестве командира экипажа был введен другой опытный астронавт Рик Старкоу. Однако, состояние Гиффордс значительно улучшилось с момента покушения, и 4 февраля Келли объявил на пресс-конференции в НАСА, что продолжит подготовку к двухнедельной миссии «Эндевора». Более того, он заявил, что Габриэль полностью поддерживает его решение и непременно будет присутствовать на мысе Канаверел в момент его старта.

«Те факторы, которые повлияли на мое решение, либо очень мало, либо совершенно не связаны со злостью, или тем, что я должен думать в первую очередь о НАСА, а уж потом о себе и своей семье, – сказал 46-летний Келли, бывший летчик-испытатель, совершивший 39 боевых вылетов в ходе операции "Буря в пустыне". – У вас вырабатывается умение отделять полеты от того, что может происходить в вашей личной жизни. Это – то, чем я занимался в течение 24-х лет».

Увы, история космоплавания знает и другие примеры того, когда космонавты и астронавты вынуждены были проявлять качества The Right Stuff по причинам несчастий, происходивших в их личной жизни во время исполнения ими профессиональных обязанностей. В марте-июне 1995 года проходил первый полет по программе «шаттл-Мир». На борту орбитального комплекса находились двое русских – командир Владимир Дежуров, бортинженер Геннадий Стрекалов и американец – Норм Тагард. В середине миссии с Земли для командира пришло известие, хуже которого трудно было представить, – у него умерла мать.

Владимир Дежуров был полностью выбит из колеи. Он удалился в модуль станции «Квант-2», где находился несколько дней, отказываясь разговаривать с Землей.

«Чем тут поможешь, – вспоминал Стрекалов в беседе с "Голосом Америки". – Он очень переживал. Мы старались в эти дни не трогать его и по мере возможности все за него делать».

Через некоторое время Дежуров вернулся к своим профессиональным обязанностям в качестве командира экипажа и безупречно завершил этот полет, который отличался особой сложностью и ответственностью: обитателям «Мира» предстояло обеспечить первую стыковку российской станции с шаттлом, что они с успехом и сделали в июне 1995 года.

Увы, это не первый случай, когда космонавт теряет близкого человека во время полета. Аналогичная история произошла с Георгием Гречко во время его орбитальной миссии в 1977 году. У него умер отец. Правда, руководство Центра управления полетами (ЦУП) решило не сообщать ему об этом. После приземления Гречко признал, что ЦУП принял правильное решение.

Несчастье постигло и американского астронавта Дэна Тани во время его полета на МКС с октября 2007 по февраль 2008 года. В декабре 2007 года его 90-летняя мать попыталась объехать шлагбаум, опущенный на железнодорожном переезде, в результате чего ее автомобиль столкнулся с грузовым поездом. Женщина погибла. О близости Дэна с его матерью лучше все говорит надпись на фотографии, которую он ей подарил: «Мама, я обязан тебе всем, что у меня есть. С любовью. Дэн». НАСА, друзья и родственники астронавта сделали все возможное, чтобы как-то психологически поддержать его в это тяжелое время. Несмотря на постигшее его несчастье, Тани полностью выполнил программу полета.

Новости США читайте здесь

XS
SM
MD
LG