Линки доступности

Голос Азии на саммите ведущих индустриальных держав


В то время как лидеры двадцати индустриально развитых стран собираются в США, чтобы принять участие в питтсбургском саммите G-20, в Азии появились первые признаки экономического оздоровления. Экономисты считают: для того, чтобы этот процесс набрал силу, необходимо, чтобы Большая двадцатка нашла пути сбалансировать глобальную экономику, отведя Азии более существенную роль в экономической стабилизации.

Каждый день мистер Чанг устанавливает напротив гонконгского отделения Citibank самодельный плакат с надписью: «Citibank – это зло». «Citibank обманул меня и забрал мои деньги, – рассказывает Чанг. – Я потерял миллион гонконгских долларов!»

Мистер Чанг – один из 30 тысяч гонконгских инвесторов, убежденных в том, что они были введены в заблуждение, когда приобретали минибонды банка Lehman Brothers. Минибонды были напрямую связаны с ситуацией на рынке недвижимости США. В Гонконге их продавали несколько банков – в том числе Citibank.

Когда банк Lehman Brothers в прошлом году потерпел крах, многие инвесторы не поняли, что это имеет к ним прямое отношение. Пример того, как банкротство одного из банков в Америке может повлиять на финансовое положение вышедшего на пенсию гонконгского портного, ярко иллюстрирует глобализацию мировой финансовой системы.

На протяжении долгих лет мировая экономическая и финансовая система укрепляла взаимосвязь и взаимозависимость между различными частями нашей планеты. Но одновременно углублялась пропасть между Западом с его привычкой к постоянным тратам и Азией с ее традицией откладывать деньги на будущее.

Западные потребители были основными покупателями недорогих товаров из Азии, этот факт позволял азиатским правительствам накапливать триллионы долларов в иностранной валюте. Запад много и охотно брал в Азии взаймы. Когда в прошлом году разразился финансовый кризис, покупатели на Западе резко сократили траты, и это больно ударило по азиатскому региону.

Никола Хван, экономист британского банка Standard Chartered, считает, что на саммите G-20 необходимо поднять вопрос о дисбалансе в мировой экономике, этот последний – составная часть сложного клубка факторов, приведшего к мировому финансовому кризису.

«Мы знаем, что кризис возник не из-за проблем одной отдельно взятой страны, – подчеркивает аналитик. – И мы должны в конце концов прийти к таким решениям, которые позволят построить более сбалансированную экономическую систему, охватывающую весь мир, – и в частности – более сбалансированную систему экономических связей между Западом и Востоком. С одной стороны, на Западе людям необходимо научиться рачительнее относиться к деньгам, а с другой – они должны экономить так, чтобы не создавать острую кризисную ситуацию в вопросах потребительского спроса».

На состоявшемся недавно Мировом экономическом форуме в Китае представитель министерства финансов США в этой стране Давид Доллар заявил, что реформы должны осуществляться с обеих сторон.

«США не будет больше таким же источником покупательского спроса как в последнее десятилетие, – отметил он. – Поэтому мы считаем, что для больших профицитных экономик – таких, как китайская, японская или немецкая, – важно стимулировать рост потребительского спроса и потребления у себя дома, с тем, чтобы уровень потребления в мире был адекватным».

Правительства самых разных стран – стран от Китая до Тайланда – предпринимают усилия в этом направлении: стимулируют расходы и субсидируют деньги на покупки. Но некоторым странам еще только предстоит принятие подобных мер. Мухаммад Лутфи, возглавляющий индонезийский Национальный координационный комитет по инвестициям, считает, что его страна отстает в этом вопросе из-за бедности и перенаселения. Индонезия является членом Большой двадцатки.

«У нас 240 миллионов человек, – рассказывает Мухаммад Лутфи, – из которых только 53 процента имеют электричество. А раз нет электричества, значит, 100 миллионов человек не включено в процесс производства. Если я смогу построить электростанции, то эти люди смогут пополнить ряды среднего класса, они смогут производить и смогут покупать».

Характерное для Азии стремление откладывать деньги во многом объясняется отсутствием системы социальной безопасности. Люди собирают деньги на образование для детей, на собственную старость, на неожиданные медицинские расходы. В Гонконге миссис Чанг говорит, что они с мужем собирали на спокойную старость, а получилось так, что все потеряли.

Частью процесса сбалансирования мировой экономики должно стать принятие решений по либерализации торговых отношений и валютных сделок. Между Китаем и США давно уже существуют разногласия по вопросу о курсе юаня. В Вашингтоне считают, что курс юаня занижен, и что именно это фактор определяет низкие цены на китайские товары. Этим же обстоятельством, по мнению американских специалистов, в значительной степени объясняется разбалансированность китайской экономики. В Китае имеет место серьезное нарушение торгового баланса. Не так давно власти страны призвали найти альтернативу американскому доллару в качестве международной резервной валюты. Ожидается, что этот вопрос будет обсуждаться на саммите в Питтсбурге.

Экономисты считают, что реорганизация в глобальных масштабах необходима для стабилизации мировой экономики. Лишь в этом случае, полагают они, процессы экономического оздоровления будут устойчивыми. Никола Хван, экономист банка Standard Chartered, констатирует, что азиатский регион еще не в состоянии твердо стоять на ногах при решении экономических вопросов.

«Мы в значительно лучшем положении, чем, к примеру, шесть месяцев назад, – признает эксперт. – Но это не значит, что теперь мы в безопасности. Многие признаки оздоровления, по всей видимости, являются временными. Например, некоторые из них связаны с мерами финансового стимулирования и не могут быть долгосрочными по определению».

Вопрос о том, как и когда сворачивать меры по стимулированию экономики, тоже будет обсуждаться на саммите G-20.

Лидеры мирового бизнеса из стран Азии и других регионов подчеркивают, что экономический кризис перевел стрелки экономических часов на азиатские страны. Они считают, что именно этот регион планеты, и особенно Китай, должен сыграть большую роль в мировых процессах. И в частности, азиатские страны должны играть более существенную роль в таких организациях, как, например, Всемирный банк.

По мнению К. Коха-Вейзера – вице-президента Deutsche Bank, и бывшего представителя Германии в Большой двадцатке, «G-20 – это именно тот форум, на котором можно выяснить, как правильно организовать и укрепить систему управления международной финансовой и монетарной системой». «А вот мой призыв к Китаю, – продолжает экономист, – в наши дни вы – серьезная экономическая сила, и последствия того, что вы делаете, настолько грандиозны, что осознание вами своей лидерской роли, осознание своих преимуществ и повышение ответственности только послужат общим интересам».

Кроме Китая и Индонезии, членами Большой двадцатки являются такие азиатские страны, как Япония и Южная Корея.

XS
SM
MD
LG