Линки доступности

Арсен Каноков, «процесс 58» и радикальное подполье


Обвиняемый Нуралий Гергов в зале суда в Нальчике
Обвиняемый Нуралий Гергов в зале суда в Нальчике

Президент Кабардино-Балкарии поддержит инициативы Общественной палаты РФ по установлению гражданского мира в регионе

Арсен Каноков готов отказаться от тактики безальтернативного силового подхода в решении проблем радикализации молодежи в Кабардино-Балкарии. Каноков заявил в Москве на заседании Рабочей группы по Северному Кавказу в Общественной палате РФ (ОП), что готов встретиться с родными 70 молодых жителей республики, которые по данным правоохранительных структур примкнули к вооруженному подполью, а также допустил возможность привлечения институтов гражданского общества в качестве посредников в переговорах с представителями радикальных групп. Президент КБР подчеркнул важность достижения гражданского мира и согласия в республике.

Руководитель группы ОП по Северному Кавказу Максим Шевченко, открывая заседание, охаректеризовал ситуацию в Кабардино-Балкарии, как «вялотекущую гражданскую войну».

В обсуждении под названием «Кабардино-Балкария: проблемы радикализации молодежи» приняли участие представители региональной и федеральной власти, эксперты, адвокаты, журналисты и общественные деятели.

«Мы хотели, чтобы в дикуссии участвовали представители силовых и правоохранительных структур. Заранее разослали им приглашения, но они не пришли», – сказал Максим Шевченко Русской службе «Голоса Америки».

Четыре темы стали предметом анализа в ходе слушаний. Первая – нарушение прав заключенных по обвинению в причастности к нападению на силовые структуры в Нальчике 13 октября 2005, получившего в СМИ название «процесс 58» – по числу подсудимых. Вторая – условия возможной амнистии для участников вооруженного подполья и заключенных. Третья – составление списков неблагонадежных по религиозному признаку, так называемых «списков ваххабитов». Четвертая – практика коллективной ответственности, выражающаяся в преследовании родных и близких участников радикального подполья.

«По каждой теме состоялся предельно откровенный разговор, и что очень важно – в присутствии руководителей региона, – сказал Максим Шевченко «Голосу Америки», – Приняты очень важные решения для прекращения гражданской войны в нашей стране. И эти рекомендации нашли понимание у президента КБР».

Глава рабочей группы также отметил, что стремление к примирению должно быть обоюдным: «Если 13 октября 2005 года местные ребята были вынуждены выйти с оружием в руках из-за репрессий со стороны МВД, сегодня есть другие, сознательно готовые биться до конца, но у них нет тех извинений, которые были у их предшественников. Нельзя заставить никого каяться. Этот процесс должен быть добровольным».

«Процесс-58»

Судебный процесс в Нальчике над обвиняемыми в причастности к нападению 13 октября 2005 года практически обойден вниманием российских СМИ. Между тем правозащитники заявляют о многочисленных нарушениях прав подсудимых, в том числе о применении к ним пыток и негуманных условиях содержания. В процессе 58 обвиняемых, 59-ый подсудимый скончался от травматического цирроза печени. Они обвиняются по пяти и более статьям уголовного кодекса, включая попытку свержения конституционного строя и терроризм.

Представитель экспертного совета общества «Мемориал» Екатерина Сокирянская считает процесс в Нальчике «беспрецедентным и по количеству подсудимых, и по числу нарушений со стороны правоохранительных структур».

«Ограничивается доступ адвокатов к подсудимым, им часто отказывается в медицинской помощи, продолжают поступать жалобы об избиениях и насилии – и это только самые вопиющие нарушения», – сказала Сокирянская Русской службе «Голоса Америки».

Подсудимые уже в течение 6 лет содержатся в СИЗО. В 2006 году после публикации в российских СМИ писем из СИЗО и фотографий задержанных с явными следами пыток, арестованных посетили Дмитрий Козак, в ту пору полпред президента России в регионе, и президент КБР Арсен Каноков. Сообщалось, что внимание высоких чиновников на время остановило насилие над заключенными. Однако в дальнейшем, как утверждают адвокаты подсудимых, пытки возобновились.

В 2008 году Европейский суд по правам человека принял на рассмотрение жалобы подсудимых по «процессу-58».

В докладе Госдепартамента США о правах человека в России за 2010 год ситуации в СИЗО и тюрьмах в России посвящен специальный раздел. Изоляторы временного содержания характеризуются как экстремально тяжелые и часто опасные для жизни. В числе других нарушений отмечается, что российские стандарты площади, отводимой в камере на одного заключенного, почти в два раза меньше международных стандартов. Перенаселение и нечеловеческие условия приводят к тому, что почти 90 процентов арестантов в стране (1,2 миллиона человек) болеют тяжелыми заболеваниями, при этом не имея доступа к квалифицированной медицинской помощи. Пытки и изнасилования заключенных в России продолжают оставаться обычной практикой, – говорится в докладе.

Если рекомендации Общественной палаты будут услышаны и воплощены, судьба многих заключенных в Нальчике может измениться к лучшему. Общественные институты будут допущены к контролю за содержанием арестованых в СИЗО и к проверке жалоб о пытках. Для тех, кто искренне обещает не заниматься террористической деятельностью, может быть смягчен тюремный режим, возможна полная или частичная амнистия. Такую схему участники обсуждения рекомендовали применить и «для возвращения молодежи из леса в общество». При этом ОП готова выступить переговорщиком и брать на поруки бывших «радикалов».

Новая лексика Арсена Канокова

«Я гарантирую гласное, объективное расследование и справедливый суд. Это очень важно потому, что среди членов незаконных вооруженных формирований есть и те, кто не совершил тяжких преступлений, не запятнал себя кровью», – заявил президент Кабардино-Балкарии. Он отметил, что согласно договоренности «за ходом следствия и судебного процесса будут наблюдать авторитетные люди, правозащитники, независимые адвокаты, представители средств массовой информации, которым доверяют родители этих людей».

Арсен Каноков и раньше неоднократно говорил о необходимости диалога с радикальной молодежью для стабилизации обстановки. Тем не менее лексика президента КБР изобиловала и жесткими заявлениями: «мочить», «уничтожать», «ликвидировать». После убийства в январе московских туристов по дороге в Приэльбрусье Арсен Каноков впервые заявил о необходимости создания и вооружения добровольческих дружин для борьбы с радикальным подпольем, а также об ответственности родственников за действия боевиков. Вскоре в республике объявилась группа «народных мстителей», называющая себя «Черные ястребы», СМИ и правозащитники сообщили о нападениях на дома и родственников наиболее известных участников вооруженного подполья. Высказвались также предположения о том, что президент Каноков собирается адаптировать в республике тактику «коллективной ответственности», которую ввел в Чечне Рамзан Кадыров.

В обществе появление «Черных ястребов» и предшествовавшие этому заявления президента КБР вызвали критику, эксперты заговорили о начале «гражданской войны» в регионе.

Почти одновременно в открытом доступе в интернете появилось видео-обращение «амира КБК Абдуллаха» – Аскера Джаппуева – к Арсену Канокову, в котором лидер республиканских боевиков объяснял президенту, что убийство туристов и взрывы в Приэльбрусье были предупреждением за отказ выплатить дань подполью. За 2 миллиона евро Джаппуев обещал Канокову мир и спокойствие. В случае отказа «амир» грозил новыми убийствами и сообщал, что у него достаточно «ребят, которые хотят умереть так же, как вы хотите жить».

По сведениям российских СМИ подобные «флэшки» регулярно посылаются бизнесменам и сотрудникам госструктур в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Дагестане. О практике выплаты северокавказскими чиновниками и бизнесом «закята на джихад» неоднократно заявляли также представители федеральных структур.

Арсен Каноков ответил на требование «амира» призывом ко всем бизнесменам и сотрудникам госструктур КБР не поддаваться на угрозы и не платить дань.
Появление президента КБР на заседании Рабочей группы Общественной палаты участники обсуждения оценили, как знак доброй воли Арсена Канокова и стремления к национальному примерению. Восстановление мира в Кабардино-Балкарии возможно, считают эксперты ОП, но при условии открытости власти и сотрудничества всех слоев общества.

О событиях на российском Кавказе читайте в спецрепортаже «Кавказ сегодня»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG