Линки доступности

17 марта в истории


17 марта в истории
17 марта в истории

Петербургские музейщики начали цикл выставок, посвященный 20-летию распада СССР

«Что явилось причиной краха СССР? Можно и нужно ли было сохранить союзное государство? Какие последствия имел развал Советского Союза?».

Этими вопросами задаются организаторы выставочного проекта «Советский Союз. Последняя глава» в санкт-петербургском Музее политической истории России.

Цикл открыла выставка «Союз нерушимый?», приуроченная к 20-летию референдума о судьбе СССР, прошедшего 17 марта 1991 года. Согласно официальным результатам, более семидесяти процентов принявших участие в плебисците, высказались за сохранение Советского Союза в обновленном виде. Однако шесть из пятнадцати тогдашних советских республик проигнорировали референдум, а значительный перевес сторонников Союза был обеспечен, в первую очередь, за счет голосования в Средней Азии и Азербайджане.

И в этом есть некое противоречие, поскольку именно в этой части СССР были наиболее острые конфликты на межнациональной почве. С другой стороны, негативные тенденции здесь отмечались еще задолго до прихода к власти Михаила Горбачева.

«Национализм в СССР существовал всегда»

В самом начале выставки представлены книги, опубликованные на русском языке в западных издательствах и тайком привезенные в СССР. Среди них – пророческая работа Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?». Впоследствии, уже после трагической гибели автора, многие положения из этой работы были заимствованы демократически настроенными депутатами Верховных Советов СССР и РСФСР.

Автор книги «Партия, или мафия. Разворованная республика» Илья Земцов работал в Азербайджане, был вхож в кабинеты руководства местной компартии, собирал данные о ситуации в республике. И обнаружил, что большинство рядовых жителей прозябают в бедности, на всех уровнях власти процветает коррупция, широко распространена преступность, и все это является почвой для национализма.

Естественно, книга, в которой изложены подобные факты и содержатся безрадостные выводы, не могла быть опубликована в СССР, поэтому увидела свет в одном из парижских издательств.

На выставке также представлена напечатанная в 70-е годы брошюра социолога А. Бениксена «Мусульмане в СССР». Куратор экспозиции, руководитель выставочно-экспедиционного отдела музея Александр Смирнов в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» рассказал, что автор книги задался вопросом: «Отказались ли мусульмане в советских республиках от своей религии? Слились ли они с советским народом, или, в какой-то момент, они вспомнят о своих особенностях и захотят жить вне СССР?».

«Таким образом, – продолжает Александр Смирнов, – национализм в Советском Союзе, несмотря на репрессии, существовал, и нужно было лишь некоторое изменение ситуации, чтобы эти настроения выплеснулись наружу».

«Горбачеву пришлось расплачиваться за чужие преступления»

Еще одна представленная на выставке книга – известная работа Абдурахмана Авторханова «Империя Кремля». У Александра Смирнова свое мнение, насчет того, был ли Советский Союз империей в полном смысле слова: «Это стало пропагандистским лозунгом, – считает он. – Когда специалисты начинают изучать историю Советского Союза, они понимают, что русские не были нацией угнетателей. Права русского народа точно так же ущемлялись, как права представителей других национальностей. Поэтому, говорить о том, что СССР при Горбачеве был империей – неправомерно. А при Сталине – безусловно. Потому что были такие характерные черты, как экспансия, захват новых территорий. А Горбачеву не повезло, он расплачивался за чужие ошибки и преступления».

По оценке историка, при последнем генсеке страна пыталась трансформироваться в федерацию суверенных республик, где народы смогут развиваться самостоятельно, где уважаются права наций. «Но, к сожалению, история не предоставила ему шанс создать новую систему», – подытоживает Александр Смирнов.

Кроме «тамиздатовских» книг на выставке представлены авторские плакаты о событиях в Грузии, Армении, прибалтийских республиках. В стиле «Окон РОСТа» времен гражданской войны выдержаны агитационные рисунки сторонников СССР. Так, на одном из них, под характерным заголовком «Отечество в опасности» изображен «серпастый-молоткастый» красный флаг, который пытаются разорвать аллегорические враги – преступность, конфронтация, сепаратизм и экономический кризис. На другом – рука рабочего опускает бюллетень с надписью «За Союз!» в урну с изображением контуров СССР.

Оппоненты сохранения «родины социализма» накануне референдума 17 марта 1991 года ставили «вопрос ребром»: «Бесправная Россия в обновленном Союзе или суверенная Россия в Союзе суверенных республик?»

А было ли это «геополитической катастрофой»?

Генеральный директор Музея политической истории России Евгений Артемов упомянул, что многие экспонаты выставки представлены зрителям впервые. В частности – материалы о межнациональных конфликтах в Закавказье, рукопись председателя комиссии Съезда народных депутатов СССР Анатолия Собчака, где говорится о жертвах трагических событий в Тбилиси в апреле 1989 года и о расследовании разгона армейскими частями несанкционированного митинга.

Рядом – газеты, листовки, фотографии, плакаты народных и интернациональных фронтов Эстонии, Латвии, Литвы. Прибалтике на этой экспозиции уделено особое внимание, так как здесь политическая борьба между сторонниками независимости и теми, кто выступал за сохранение СССР, была наиболее острой. Стоит напомнить, что российские демократы, вопреки официальной политике руководства СССР, поддерживали национальные движения в Прибалтике. Об этом, в частности, свидетельствует доклад народного артиста СССР Олега Басилашвили о событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, сделанный им на съезде народных депутатов РСФСР.

В день открытия выставки «Союз нерушимый?» Олег Басилашвили признается: «20 лет назад казалось, что если мы расстанемся с партийным прошлым, то все станет иначе, что у нас начнется совсем другая жизнь. Мы были молодыми, наивными либералами. К сожалению, не учли, что наш народ, кроме положительных качеств, таит в себе тупость, глупость, лень, апатию и многое другое, что тормозит наше нормальное развитие. Идеальной картины, которую мы себе представляли, не получилось».

Проект «Советский Союз. Последняя глава» будет продолжен тремя выставками. Первая будет приурочена к 25-летию катастрофы на чернобыльской АЭС, вторая – к двадцатилетию попытки путча членами ГКЧП СССР, и последняя – к двадцатилетию подписания Беловежских соглашений. Несколько лет назад тогдашний президент России Владимир Путин назвал распад СССР «величайшей геополитической трагедией ХХ века».

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» генеральный директор Музея политической истории России был сдержан в оценках. По его мнению, сегодня еще трудно сказать, было ли это катастрофой, и каковы геополитические масштабы этого события. «То, что на европейском пространстве изменилось очень многое, в том числе и отношение к нашему государству, это – несомненно, – подчеркивает Евгений Артемов. – Я думаю, что лет через 20 – 30 историки более точно охарактеризуют, что же это было. Мы когда-то называли Октябрьскую революцию величайшим событием ХХ века. Сегодня мы так не говорим. Поэтому история все расставит по своим местам».

Важные события в истории - каждый день в рубрике «Этот день в истории»

XS
SM
MD
LG