Линки доступности

Арктический соблазн: «Роснефть» и ExxonMobil в борьбе за ресурсы Крайнего Севера


Рукопожатие президента ExxonMobil Нила Даффина с исполнительным директором «Роснефть» Эдуардом Худайнатовым
Рукопожатие президента ExxonMobil Нила Даффина с исполнительным директором «Роснефть» Эдуардом Худайнатовым

Какими будут последствия?

Российская государственная нефтяная компания «Роснефть» и крупнейшая в мире частная нефтяная компания ExxonMobil (США) договорились о сотрудничестве в Арктике. Речь идет о совместной разведке и добыче нефти.

В настоящее время ExxonMobil ведет добычу нефти в США, Канаде, на Ближнем Востоке и в ряде других регионов планеты. Напомним, что после приобретения активов ЮКОСа «Роснефть» стала крупнейшей нефтяной компанией России.

Соглашение позволит сторонам участвовать в совместной разработке месторождений в Черном море, в Мексиканском заливе и в Техасе.

Особое внимание экспертов привлекает совместная изыскательская и добывающая деятельность на Северном полюсе. Известно, что премьер-министр России Владимир Путин поддержал заключение соглашения между «Роснефтью» и ExxonMobil. Сразу же вслед за этим глава российского правительства заявил о необходимости укрепления государственной границы РФ на северных рубежах, в частности – в районе Арктики. «Особое внимание нужно уделить созданию современной пограничной инфраструктуры в Арктической зоне, – подчеркнул Путин. – Это позволит существенно укрепить нашу военную и пограничную безопасность, а также повысить эффективность защиты природных ресурсов».

Ранее считалось, что полярную часть территории России защищает сама природа. Но сегодня, когда Москва все активнее предъявляет права на освоение богатейших месторождений природных ископаемых на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана, это направление приобретает, по мнению российского премьер-министра, стратегическое значение.

Корреспондент «Голоса Америки» связалась с несколькими экспертами по Арктике и попыталась выяснить, с чем связана активизация действий российских властей на северном направлении, и каковы могут быть ее последствия.

«Решающее слово – за учеными»

Заместитель директора Института Арктики и Антарктики по науке Александр Данилов напомнил в первую очередь, что до 80 процентов всех полезных ископаемых Российской Федерации, включая золото, медь, никель и олово, находятся на принадлежащей ей арктической территории. При этом особое значение имеют углеводороды. В ближайшее десятилетие, подчеркивает эксперт, основная часть добычи нефти и газа, которая ведется на материке, перейдет на арктический шельф.

Касаясь неурегулированных вопросов, связанных с государственной принадлежностью арктических территорий и акваторий, Данилов отмечает, что как Россия, так и другие арктические страны – США, Канада, Дания, Исландия и Норвегия – заинтересованы в том, чтобы присоединить к своим владениям глубоководную часть шельфа, находящуюся в Северном Ледовитом океане – за так называемым материковым склоном.

И здесь решающее слово принадлежит специалистам, способным убедительно доказать обоснованность претензий каждой из стран на спорные территории. «А для этого с помощью сейсмических исследований и тщательного промера рельефа дна нужно хорошенько прозондировать осадочные и твердые породы шельфа», – констатирует Данилов. Поскольку, продолжает ученый, лишь на основе этих исследований может быть подготовлен доклад, причем окончательное решение вынесет не руководство той или иной страны, а Комиссия ООН по морскому праву. Несколько лет назад Россия уже подавала заявку о признании ее суверенитета над значительной частью арктического глубоководного шельфа, однако эта заявка была отклонена; в настоящее время идет работа по подготовке новых аргументов в пользу российской позиции.

Если в позициях заинтересованных стран возникают противоречия, на авансцену выходят политики. «Был пример с так называемой "серой зоной" вокруг Шпицбергена, на которую претендовали Россия и Норвегия, – напоминает Александр Данилов. – Обе страны обсуждали этот вопрос много лет, пока он не разрешился. В чем-то уступили норвежцы, в чем-то мы, но компромисс был найден».

Претензии Китая на Арктику не обоснованы!

Генеральный директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов считает, что любая активность России в сфере освоения Арктики вызывает повышенный интерес у других государств. «Потому что, – поясняет эксперт, – на самом деле мы прекрасно понимаем, что Арктика – это один из последних не поделенных ресурсов. При этом добыча углеводородов в Арктике гораздо перспективнее, чем с глубоководных отметок в мировом океане, поскольку в Арктике нет необходимости в глубоководном бурении. И это позволяет уже сегодня постепенно приступать к освоению Арктики», – убежден Симонов.

По словам ученого, запасы нефти и газа в легкодоступных регионах планеты уже заканчиваются, что видно по разработке новых месторождений в России, Канаде, Венесуэле, Бразилии и некоторых других странах. «Человечество уже приступает к освоению добычи тяжелой нефти – тяжелой и по своим физическим свойствам, и в смысле доступа к ее месторождениям. А значит, – вновь подчеркивает гендиректор Фонда энергетической безопасности, – освоение Арктики – это вопрос ближайшего будущего. И кто будет первым, тот получит огромные преимущества».

При этом, продолжает Константин Симонов, одна из проблем заключается в том, что приарктические страны до сих пор не разделили зоны ответственности на Северном полюсе. «Пока мы этого не сделали, – констатирует эксперт, – естественно, возникает интерес у других государств, которые к Арктике никакого отношения не имеют, но, тем не менее, тоже заявляют свои права. Самым ярким примером является Китай, который, как известно, арктическим государством не является, но всячески пытается сделать из Арктики некое общемировое достояние, где каждому найдется местечко. Россия против такого подхода».

Между тем, продолжает Симонов, добыча углеводородов в арктическом регионе уже начата, и это касается и Канады, и Аляски, и Норвегии, и России. До окончательного раздела Арктики между шестью странами еще далеко, считает глава Фонда энергетической безопасности. Каждая из приарктических держав выдвигает аргументы в свою пользу, но даже такие шаги, как опускание государственного флага на дно шельфа (что несколько лет назад сделали российские моряки), проблемы не решают. «Поэтому, – полагает эксперт, – давайте вначале зафиксируем, что Арктика – это дело шести стран, остальных всех отгоним, а дальше уже будем договариваться между собой».

Что делать с разливом нефти в арктических льдах?

Российские экологи обеспокоены «арктической частью» соглашения между «Роснефтью» и ExxonMobil. Объясняя свое беспокойство, они ссылаются на неготовность российской стороны работать в экстремальных полярных условиях. Так, руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников указывает на хрупкость и ранимость арктической природы, испытывающей наибольшие нагрузки вследствие климатических изменений.

В некоторых районах Арктики, свидетельствует эксперт, температура изменилась на четыре-пять градусов. «Многие животные зависят от ледовых условий, и потому происходящие изменения создают реальную угрозу их выживанию», – отмечает собеседник «Голоса Америки». Главную угрозу арктической фауне, продолжает он, несет хозяйственная деятельность человека, в том числе – связанная с геологоразведкой.

«Как раз в эти дни мы стали свидетелями нового проекта по добычи нефти в Арктике. Дело в том, что дочернее предприятие "Газпрома" – "Газпром нефть шельф" – доставило к месту установки на Приразломное месторождение (юго-восточная часть Баренцева моря) гигантскую платформу для начала работ по круглогодичному бурению и транспортировке нефти», – рассказал Книжников.

По его словам, коалиция общественных экологических организаций при участии Всемирного фонда дикой природы начала сбор подписей под открытым обращением к премьер-министру России Владимиру Путину. В обращении содержатся предложение приостановить данный проект, который, по оценкам самого «Газпрома», будет давать семь миллионов тонн нефти в год. «Мы глубоко убеждены, – подчеркивает Книжников, – что его реализация не соответствует нормам экологической безопасности региона». Дело в том, поясняет эксперт, что в мире до сих пор отсутствуют эффективные технологии ликвидации разлива нефти в ледовых условиях.

Два месяца назад тревога экологов была доведена до сведения президента России Дмитрия Медведева, который дал ряд поручений с целью добиться от всех операторов нефтяных проектов готовности к ликвидации разливов нефти в ледовых условиях. «Так вот, – продолжает Алексей Книжников, – проведенный нашими независимыми экспертами анализ показывает, что пока, к сожалению, на Приразломном месторождении в Баренцевом море такой готовности нет. Поэтому мы убеждены, что он должен быть приостановлен». Эксперт напоминает, что совсем недавно в Северном море с платформы компании Shell произошла очередная утечка нефти. «К сожалению, – продолжает он, – такие эпизоды неизбежны в нефтяной отрасли, но для Арктики мы такого допустить не должны».

Сомневается Книжников и в экономической целесообразности добычи нефти в полярных условиях: «Даже если технологии по ликвидации последствий будут созданы, потребуются колоссальные инвестиции в инфраструктуру: нужно будет создавать порты, строить корабли, обучать персонал и содержать его в зонах возможных чрезвычайных ситуаций. И нефтяная отрасль, понимая это, уже сейчас обращается к правительству с просьбой о предоставлении всевозможных преференций и субсидий. И тут встает вопрос: а насколько эффективно именно это направление развития нефтегазовой отрасли?»

Напоминает эксперт и о другом: в России до сих пор не решена проблема эффективного использования газа, сопутствующего нефти. «Пролетая над Западной Сибирью ночью, мы все видим, какие грандиозные факелы там горят, – рассказывает Книжников. – По нашим оценкам, объемы сжигания этого газа могут составлять до сорока миллиардов кубометров. Эта цифра сопоставима с энергопотреблением Москвы в течение года. Для решения этой проблемы нужны большие инвестиции, как и в нефтяную отрасль, поскольку добыча "черного золота" в России имеет крайне низкий коэффициент полезного действия».

«Гринпис» предупреждает…

Российское отделение «Гринпис» распространило в связи с началом нефтедобычи в Баренцевом море специальное заявление. «Бескрайние ледяные просторы, родной дом белых медведей, моржей и сказочных нарвалов может быть подвержен необоснованной опасности ради проекта, который вызывает огромные сомнения даже относительно своей экономической целесообразности», – говорится в этом документе. Авторы заявления подчеркивают, что опасность аварии на платформе у Приразломного месторождения весьма высока: «Недавние примеры нефтяных разливов в Мексиканском заливе (2010 год) и Северном море (август нынешнего года) не дают нам надеяться на русское "авось" и исключить возможность новой экологической катастрофы», – указывается в обращении «Гринпис».

Обращение заканчивается словами: «Мы с вами смогли спасти Байкал от разливов, отведя трубу "Транснефти" от его берегов. Пришла пора защитить Арктику!»

XS
SM
MD
LG