Линки доступности

«Не наша война», «преступления СМИ» и «сфабрикованные дела»


Полицейский арестовывает активистку антифашистского движения. Санкт-Петербург. Россия. 22 марта 2015 г.
Полицейский арестовывает активистку антифашистского движения. Санкт-Петербург. Россия. 22 марта 2015 г.

Демократическая общественность Петербурга оценивает итоги уходящего года

В субботу, 26 декабря, активисты петербургского отделения движения «Солидарность» и других организаций, входящих в демократическую коалицию, провели Невском проспекте серию одиночных пикетов на тему «Итоги года».

Участники пикетов встали на расстоянии 50 метров друг от друга с плакатами, иллюстрирующими некоторые события внешней и внутренней политики России в уходящем году. Кроме того, прохожим раздавались листовки с рассказом об акциях протеста против системы дорожного сбора «Платон» и свежие номера газеты «Настоящие новости», издающейся региональным отделением «Солидарности».

Уже по заголовкам информационных заметок в этом выпуске можно представить итоги уходящего года: «Падение доходов россиян ускоряется», «Курс доллара установил рекорд за последние 17 лет», «Протест дальнобойщиков поддержали более 70% россиян», «Полицейские, расстрелянные в Петербурге, везли деньги мигрантам», «Школьница, получившая подарок от Путина, оказалась родственницей вице-спикера карельского парламента», «Завод Bosch – Siemens остановил производство стиральных машин из-за санкций против Турции»…

«В политике Россия дна уже достигла»

Член политсовета регионального отделения «Солидарности» Всеволод Нелаев считает последнее из перечисленных событий особенно болезненным для Санкт-Петербурга. «Не хватает нескольких комплектующих, но мы этого не делаем. И несколько сотен человек лишились работы. И такое происходит по всей России», – сказал Нелаев корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Сам Нелаев стоял на углу Невского и Малой Садовой улицы с плакатом «Украина, Сирия. Путин несет войну в наши дома!». Последствия агрессивной внешней политики, по мнению активиста «Солидарности», сказываются следующим образом: «Россия отделяется от всего цивилизованного мира, против нас сохраняются и даже вводятся новые санкции. И, похоже, наше правительство, наши власти это устраивает. Мы самоизолируемся, и простые граждане, которые не очень активно интересуются политикой, еще больше увидят последствия этого на прилавках магазинов в следующем году», – считает Всеволод Нелаев.

Среди других событий 2015 года пикетчики отмечали убийство Бориса Немцова, приговоры Олегу Сенцову и Александру Кольченко, продолжающийся процесс по делу Надежды Савченко, арест директора Украинской библиотеки Натальи Шариной, принятие репрессивных законов и объявление о фактическом выходе России из-под юрисдикции ЕСПЧ.

Активисты «Демократического Петербурга» стояли с плакатами: «Война в поддержку диктатора – не наша война», «Насаждение ненависти – преступление СМИ», «Сфабрикованное “болотное дело” – позор России», «Отмена сбора Ротенберга в интересах каждого россиянина». Сотрудники полиции подходили к каждому пикетчику и записывали паспортные данные. Некоторые, уходя, засовывали в карман экземпляры газет и листовок, подаренных им участниками акции.

Член петербургского отделения Объединенного гражданского фронта и движения «Солидарность» Константин Куортти вышел на пикет с плакатом «Донецк спасли, Мариуполь не смогли». В качестве иллюстраций рядом с надписями были фотографии разрушенных домов в Донецке и полные зелени улицы Мариуполя. Итоги года гражданский активист считает безрадостными и поясняет: «Когда холодильник все настойчивее заявляет о себе, а точечные акции экономического протеста уже стартовали, телевизор пока еще чуть-чуть нивелирует это дело, но все слабее и слабее. В общем, несмотря на все положительные моменты, заложенные еще в 90-е годы, мы умудрились все это, мягко выражаясь, проиграть». Куортти резюмирует: «Пока наши министры экономики и финансов ищут дно падения жизненного уровня, я думаю, что в политике мы как раз дна и достигли. И в этом смысле возможен только путь наверх. Может быть, я оптимист, но мне кажется, что уже назревает нечто, способное переломить ситуацию. Ну, а если нет, значит – нет».

«Очень грустный для потребителя год»

О «борьбе холодильника с телевизором» в эти дни в Санкт-Петербурге говорят не только активисты «Солидарности», но и многие комментаторы, анализирующие итоги уходящего года. Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов поделился с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» результатами исследования продовольственной корзины россиян. По его словам, практически одновременно шло несколько процессов. «Во-первых, – поясняет Голов, – наблюдался очень сильный рост цен на продовольствие. Хотя официальная инфляция порядка 15%, то продуктовая – все 30%. На ряд социально значимых продуктов – хлеб, молоко, сахар – инфляция пониже, но цены на многие другие продукты выросли вдвое. И это – серьезная проблема, особенно для бедных».

Вторая особенность заключается в том, что продовольственное эмбарго очень сильно ударило по набору продуктов питания на прилавках магазинов.

«Приходишь в супермаркеты и видишь, что ассортимент сократился почти вдвое, – отмечает сопредседатель Союза потребителей. – Практически полностью исчезли деликатесы, и сильно сократилось разнообразие всего остального. Выбор стал гораздо меньше, а на самом деле, конкуренция – лучший друг потребителя, чем меньше конкуренция, тем выше цены».

За первыми двумя факторами следует третий – ухудшение качества предлагаемых продовольственных товаров. «В условиях кризиса бизнес идет на всевозможные ухищрения для того, чтобы снизить себестоимость производства продуктов питания», – констатирует эксперт и приводит данные о значительном увеличении количества отравлений некачественной едой и фальсифицированными спиртными напитками. «Потребитель не может определить реальный состав того, что он покупает: колбасы, молочной продукции – сколько там пальмового масла, а не молочных жиров он на вкус определить не сможет. Для этого нужны специальные лаборатории, на это надо тратить деньги, а простому человеку это не под силу», – подчеркивает Анатолий Голов, отмечающий, что уходящий год был «очень грустным для потребителя». Впрочем, не для всех в равной степени: «Для богатых стало немножко подороже хорошее питание, но они могут себе это позволить за счет больших затрат. Средний класс стал покупать товары более низкой ценовой группы, и, соответственно – худшего качества. А бедняки просто покупают черт те что, и результат для здоровья – подчас очень печальный».

Тема продовольственного эмбарго и всех связанных с ней аспектов, была (наряду с политическими репрессиями и вооруженной экспансией), в центре внимания и пикетчиков на Невском проспекте.

Всеволод Нелаев, участвовавший в акциях против уничтожения «санкционных» продуктов выразил опасение: «Увы и ах! 2016 год будет очень тяжелым, и я боюсь, что мы можем войти в серьезный штопор, и наша страна свалится в экономический коллапс».

А в самом конце член политсовета санкт-петербургского отделения «Солидарности» привел слова Джорджа Сороса, сказанные им в мае 2000 года: «Музыка уже кончилась, а они все еще танцуют». Эта цитата, по мнению Всеволода Нелаева «лучше всего характеризует отношение наших властей к надвигающейся катастрофе».

XS
SM
MD
LG