Линки доступности

«Плавильный котел», «миска с салатом» или «историческая общность»?


Эмблема международного фестиваля «День Европы», проводимого в Санкт-Петербурге
Эмблема международного фестиваля «День Европы», проводимого в Санкт-Петербурге

Эксперты из разных стран пытаются определить наилучший способ интеграции иммигрантов

Открытые дебаты «Много культур – одна Европа» стали центральным событием международного фестиваля «День Европы» проводимого в Санкт-Петербурге в четвертый раз. Участники дебатов – как приглашенные из европейских университетов профессора, так и представители принимающей стороны – попытались определить, что такое европейская идентичность, и какой вариант интеграции мигрантов из стран третьего мира предпочтительнее для России – американский «плавильный котел» или европейский «мультикультурализм».

В чем заключается европейская самоидентификация, попытался сформулировать президент Европейского университетского института во Флоренции (EUI) Жозеп Боррель Фонтельес. С его точки зрения, базовыми характеристиками Европы являются демократия, права человека, приоритет закона и социальная солидарность. Что же касается общеевропейской культуры, то здесь синьор Фонтельес настроен скептично: «Мы наблюдаем явное доминирование американской и англосаксонской традиций, которые воспринимаются всеми народами. В то же время в Германии мало желающих слушать французскую музыку, и наоборот», – заметил он.

Впрочем, участники дискуссии в зале отмечали, что все перечисленные президентом EUI признаки европейской самоидентификации в полной мере подходят к США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии – странам, которые населены потомками иммигрантов, преимущественно из Старого Света.

«Плавильный котел» трансформируется

Кстати, «мультикультурализм», о закате которого в начале этого года заявили лидеры Франции, Великобритании и Германии, впервые был провозглашен именно правительствами Канады и Австралии. Об этом напомнил доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Станислав Ткаченко, неоднократно читавший лекции в университетах Болоньи (Италия), Джорджа Мейсона в Вашингтона, а также в Гарварде.

Американский интеграционный принцип «плавильного котла» Ткаченко охарактеризовал так: «Эта модель была реализована государством, которое было заведомо мощнее, богаче, привлекательнее других государств планеты. И с этим нельзя не считаться. Модель "плавильного котла" предполагала, что представители разных наций приезжают в Америку, принимают существующую культуру, и расстаются со своими национальными особенностями, становясь американцами. То есть, государство ставило условие, а люди с ними соглашались, или нет».

Вместе с тем в последние десятилетия в американских мегаполисах стали появляться крупные национальные кварталы – китайские, корейские, итальянские, – жители которых в значительной степени сохранили традиционный уклад своей исторической родины, считаясь при этом американцами. Это, по мнению участников дискуссии, свидетельствует о том, что модель «плавильного котла» трансформируется.

«Иммигранты должны нести свою долю ответственности»

В значительной степени американский опыт интеграции иммигрантов был заимствован во Франции, – уверяет директор Центра европейских исследований Европейского университета Санкт-Петербурга Мария Ноженко. А вот в Бельгии применен метод, который Ноженко условно называет «миской с салатом»: «Там сохраняется разнообразие национальных сегментов, но при этом они “заправлены” неким соусом, а именно – государством, которое помогает им и поддерживает во всем».

Вопрос об ответственности самих иммигрантов перед принявшей их страной участники дискуссии отдельно не затрагивали. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила затронуть эту тему Жозепа Борреля Фонтельеса.

«Это – двусторонний процесс, – начал комментарий президент Европейского университетского института во Флоренции. – Конечно, иммигранты должны нести ответственность перед обществом, в которое хотят интегрироваться. Они не могут приехать в другую страну и вести себя так, как им хочется».

На уточняющий вопрос: несут ли иммигранты ответственность перед принимающей стороной, или только должны ее нести, президент EUI, немного поколебавшись, повторил: «Они не всегда несут эту ответственность, но они должны ее нести, и эта ответственность велика!».

«События на Манежной площади стали шоком»

Между тем, националистические силы в России в последнее время все чаще выражают недовольство не только поведением трудовых мигрантов, но и самим фактом их пребывания в местах с преимущественно русским населением. Недаром, из зала докладчикам напоминали и о национальных столкновениях в карельском городе Кондопога, имевших место в сентябре 2006 года, и о марше националистов на Манежной площади в Москве, в конце прошлого года, и об убийствах студентов из стран третьего мира в Санкт-Петербурге.

Станислав Ткаченко, который является руководителем коллектива разработчиков программы «Толерантность» при администрации Санкт-Петербурга, признал, что «события на Манежной стали настоящим шоком для общества, для государства и для институтов власти».

На вопрос, какая из двух моделей – «правильный котел», или «миска с салатом» является наиболее подходящей для России, Ткаченко замечает: «Россия уже не выбрала ни ту, ни другую модель. Президент Медведев сказал несколько дней назад на Ярославском форуме, что у нас должен быть третий путь – "создание российской нации". Если проанализировать этот путь, то Медведев там же упомянул о таком явлении, как “историческая общность советский народ”, и сказал, что не нужно смеяться над этой моделью; она была, в принципе, хороша, так как представляла собой баланс их двух крайностей – американского “плавильного котла” и европейского мультикультурализма».

Насколько успешным окажется опыт «создания российской нации», говорить пока рано. Можно лишь напомнить, что в царской России далеко не всех устраивало название «россиянин», и после революции многие нации поспешили воспользоваться правом на самоопределения. А с началом Перестройки «историческая общность советский народ» начала испытывать все большие трудности, в конце концов, приведшие к распаду СССР. Об этих фактах вспоминали присутствовавшие на дискуссии студенты и журналисты, но развернутых ответов со стороны докладчиков не получили. Правда, организаторы открытой дискуссии пообещали вернуться к теме интеграции мигрантов во время проведения следующего «Дня Европы».

Материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

О событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG