Линки доступности

Единый день голосования: Санкт-Петербург


Информационный плакат выборов 8 сентября
Информационный плакат выборов 8 сентября

Старое и новое в петербургской избирательной кампании

Модная в последние недели тема «зарубежного вмешательства» в российскую политическую жизнь вновь напомнила о себе в Единый день голосования.

Так, российское информационное агентство «Интерфакс» распространило информацию о том, что в ходе мониторинга средств массовой коммуникации в Единый день голосования в России была обнаружена политическая реклама на ресурсах Google (включая хостинг YouTube) и Facebook. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) считает, что это можно расценивать как вмешательство в суверенные дела России. В частности, в ведомстве констатировали, что автоматические рекламные инструменты Google и Facebook регулярно используются для распространения политической рекламы в «день тишины», т.е. за день до выборов.

Ну, а петербургские СМИ и соцсети в день голосования были полны сообщениями о нарушениях в ходе губернаторских и муниципальных выборов. Так, кандидат в депутаты муниципального объединения «Морской» Ольга Галкина сообщила, что неизвестные прокололи два колеса ее автомобиля. Спущенные колеса своей машины Галкина обнаружила утром 8 сентября, в день муниципальных выборов. По ее словам, автомобиль хорошо знаком ее оппонентам, поскольку машина регулярно фигурирует в их материалах.

Правозащитник и гражданский активист Динар Идрисов сообщил, что члена участковой избирательной комиссии 1614 Петроградского района Анну Шлейникову утром 8 сентября неизвестные подкараулили возле ее дома и попытались подкупить. А когда «договориться по-хорошему» не удалось, неизвестные облили Шлейникову зеленкой. «Нападавших она не знает, находится уже в комиссии, там полицейский вызвал наряд полиции для фиксации происшествия. В глаза и на лицо зеленка не попала, только на шею и руки», – написал Идрисов.

О ряде случаев нарушения избирательного законодательства корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» сообщили в избирательном штабе Михаила Амосова. Так, по словам главного координатора штаба Ирины Ласкателевой, в Калининском районе голосовать пришло большое количество курсантов. В частности, на участках, куда обычноприходило 600 – 700 учащихся военных училищ, на этот раз «исполнить свой гражданский долг» поспешило более 2000 человек.

В том же районе были обнаружены так называемые «избирательные карусели», когда один человек голосует несколько раз на разных участках.

Между тем в Городской избирательной комиссии Санкт-Петербурга сообщили, что из 105 поступивших жалоб на нарушения в ходе голосования, только 5 касались губернаторских выборов, а все остальные – выборов муниципальных депутатов.

Кстати, и основное внимание городской и общефедеральной прессы было приковано именно к губернаторской кампании в Санкт-Петербурге. Хотя от муниципалов зависит, кто из кандидатов на пост главы исполнительной власти города на Неве будет включен в списки для голосования. На сей раз преодолеть так называемый муниципальный фильтр удалось лишь четверым соискателям главного кресла в Смольном: нынешнему врио губернатора Александру Беглову, представителям фракций КПРФ и «Справедливая Россия» Владимиру Бортко и Надежде Тихоновой, а также члену фракции «Яблоко» в городском Законодательном собрании Михаилу Амосову. Лидер местного отделения ЛДПР Олег Капитанов снял свою кандидатуру в обмен на пост в городском правительстве, а Владимир Бортко объявил о выходе из избирательной кампании 30 августа.

В результате в Единый день голосования петербургские избиратели увидели лишь три фамилии кандидатов в губернаторы.

Дмитрий Гавра: речь шла о поддержке кандидатуры, предложенной президентом страны

Петербургский политолог Дмитрий Гавра считает, что нынешние губернаторские выборы в Санкт-Петербурге носили характер плебисцита. «На самом деле речь шла о поддержке действующего политического курса, о поддержке кандидатуры, предложенной президентом страны. И в существенной мере, те, кто на эти выборы не пришел, они полагали, что кандидат, который исполняет обязанности губернатора, победит даже и без их голоса», – отметил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Избирательный участок
Избирательный участок

В тот момент, когда шел этот разговор, была известна явка на 18.00. по московскому времени. Интересно, что на избирательных участках в самом Санкт-Петербурге она не дотягивала до 24%, тогда как на оборудованных специально для этой кампании участках в Псковской области она составила 50%, а в Ленинградской области – 64%. Кстати, «отдаленное голосование» стало одной из озвученных Владимиром Бортко причин, по которым он снял свою кандидатуру.

Между тем, Дмитрий Гавра допускает, что ряд возможных кандидатов от оппозиции в результате закулисных переговоров сами согласились не участвовать в нынешней кампании. «Они понимали, что радикальная позиция, связанная с “борьбой до последнего патрона” в существенной мере сможет ограничить будущие возможности для маневра в контексте событий 2022 – 2024 года. Поэтому, взвесив все за и против, они, с моей точки зрения, и выбрали такой компромисс», – сказал политолог, пояснив, что он имеет в виду будущие выборы в городское Законодательное собрание Санкт-Петербурга, и, возможно, в Государственную Думу РФ.

Александр Конфисахор: кураторы Смольного просчитали все риски

Иная точка зрения у петербургского политического психолога Александра Конфисахора. По его мнению, в городе не было избирательной кампании в ее классическом понимании. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он так пояснил свою точку зрения: “Выборы всегда предполагают столкновение мнений, мировоззрений, видений будущего нашего города, сравнение стратегий его развития, определение каких-то реперных точек. А когда сильно предрешен не только результат, но и сам процесс, то это выборами назвать категорически нельзя”.

Бюллетени
Бюллетени

Александр Конфисахор считает, что в городе достаточно много сильных политиков, которые могли бы составить настоящую конкуренцию Беглову. «Но все они относятся к оппозиционным партиям и придерживаются не того мировоззрения, которое сейчас доминирует в нашей политической системе. И, когда просчитывается, кто будет допущен к выборам, а кто – нет, это делается не с бухты-барахты. Отвечающие за результат выборов, смотрят, насколько оппозиционный политик пользуется популярностью, какие у него группы поддержки, какие у него ресурсы, как велики риски, связанные с проведением им избирательной кампании. И когда эти люди увидели, что Марина Шишкина (лидер городского отделения «Свободной России» – А.П.) – человек более чем популярный, что такой же известностью пользуются Оксана Дмитриева, Борис Вишневский, Максим Резник и ряд других оппозиционеров могли бы создать власти большие проблемы, отстаивая свою точку зрения, их тем или иным способом отстранили от выборов. Потому что по всем показателям они на порядок сильнее того человека, который сейчас исполняет обязанности губернатора. Они знают город, они харизматичнее, они являются яркими публичными фигурами, и на их фоне временный градоначальник просто теряется», – констатирует эксперт.

Однако, для того, чтобы соблюсти видимость избирательного процесса, решено было оставить «тех, кто не создает проблем (Александру Беглову – А.П.)».

Снятие в последний момент своей кандидатуры Владимиром Бортко Конфисахор называет «очень неприятным и очень некрасивым». «Тем более, – продолжает аналитик, – он знал, куда шел, на что шел, и он мог бы хотя бы догадываться, что эта избирательная кампания требует огромных затрат нервов, эмоций, сил, времени, не говоря уже про деньги и все остальное. И он должен быть ко всему этому готовым. Но оказалось, что даже очень хороший режиссер не всегда оказывается настоящим бойцом, и он проявил себя, как минимум, не с лучшей стороны».

XS
SM
MD
LG