Линки доступности

Конфликт в Ингушетии через призму проблем Северного Кавказа


Олег Козловский
Олег Козловский

Эксперты – о причинах и возможных последствиях противостояния в республики

МОСКВА – В Ингушетии накануне был похищен и подвергнут насилию исследователь Amnesty International Олег Козловский, сообщается на сайте международной организации.

Козловский занимался мониторингом протестов против передачи части ингушских земель Чечне.

Ответственные за преступление должны быть «незамедлительно найдены и преданы суду», заявила директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мэри Стразерс.

ЧП в Ингушетии произошло на фоне того, что события в республике, возникшие из-за передела административных границ, практически не освещаются в прогосударственных российских СМИ, а Кремль так не озвучил свою позицию по поводу конфликта.

Напомним, главы Ингушетии и Чечни Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров подписали 26 сентября договор о закреплении границы между регионами, в результате чего произошел обмен территориями. Это решение и обстановка, которая сопровождала его выработку и ратификацию, вызвали массовое недовольство в республики.

4 октября в столице Ингушетии Магасе началась несогласованная протестная акция. Ее участники заявляют, что обмен наносит ущерб республике и выгоден Чечне, и требуют отмены договора и отставки Евкурова. Позже власти согласовали проведение мероприятия и пока воздерживаются от применения силы. Организаторы митинга хотят сделать его бессрочным.

Правозащитники и западные страны, включая США, осуждают нарушения прав человека и отсутствие базовых свобод на российском Кавказе.

Старший аналитик Международной кризисной группы, член Совета правозащитного центра «Мемориал» Екатерина Сокирянская в интервью Русской службе «Голоса Америки» подчеркнула, что противостояние в республике возникло из-за подписания важнейшего документа без какого-либо согласования с населением, а положение усугубило то, как все было обставлено вокруг этого.

«Ситуацию породила, с одной стороны, отсутствие внятных объяснений, тайна, в которой все происходило, и непонятная спешка, – говорит она. – Отсюда волна тревоги, страхов и возмущения. Люди почувствовали себя оскорбленными и вышли на улицу».

Также, по мнению Екатерины Сокирянской, причиной волнений стало большое недоверие к власти, накопленное годами: «Я присутствовала на встрече главы Ингушетии Евкурова с общественниками в Магасе. Он говорил о том, что обмен произведен «метр на метр», и убеждал всех, что республика только выиграла от этого соглашения. Однако через несколько дней Евкуров скорректировал свои объяснения. Вспомнил, что еще в 2009 году, когда проводилось разграничение муниципалитетов, Ингушетия присвоила часть чеченских территорий якобы по ошибке, а Чечня, мол, этого не заметила. Очень невнятное объяснение».

В общем, у людей есть ощущение, что власть не до конца все договаривает, констатировала правозащитник: «Отсутствие нормальной информационной работы с населением и нежелание привлечь граждан к этому процессу привело к глубочайшему внутриполитическому кризису в Ингушетии. Наверное, самому глубокому с момента ее создания».

В свою очередь, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников полагает, что основная причина конфликта кроется в Рамзане Кадырове и его «чрезвычайной активности на разных фронтах». На его взгляд, подписание договора о переносе границ совершенно никому не нужно в сегодняшних обстоятельствах, кроме Кадырова для удовлетворения одной из его многочисленных амбиций, и совершенно очевидным образом оказывается достаточно болезненным для ингушской стороны.

Насколько Кремль его поддерживает, вопрос, добавил он в комментарии «Голосу Америки». – Думаю, однако, у Евкурова не было иной опции кроме подписания документа. Над ним довлел очень серьезный конфликт не только с Кадыровым, с которым он уже давно был фактически в спящем, или скрытом, противостоянии, но и с федеральными властями. Политические веса у них (лидеров Чечни и Ингушетии) очень разные. Так что все дело в Кадырове, как мне кажется».

Также на ситуации сказалось и полное пренебрежение местных властей к мнению общества, согласен эксперт.

«Это касается даже не самой Ингушетии, а страны в целом, хотя Путин и обращает внимание на то, чтобы не допустить роста социальной напряженности. Кремлю не нужны этнические конфликты в регионе в добавлении ко всем остальным тлеющим социальным протестам. Но судя по всему власти уступать общественному мнению не собираются, как это обычно нас и происходит», – резюмировал Андрей Колесников.

По мнению некоторых аналитиков, тлеющие разногласия на российском Кавказе представляют угрозу не только региону, но и Евразии в целом, а пожар насилия там может вспыхнуть в любой момент.

«Северный Кавказ крайне неустойчив, – утверждает Петр Ельцов из Университета национальной обороны США. – Это может привести к крупной глобальной войне по всей Евразии или, по крайней мере, к распаду Российской Федерации».

Екатерина Сокирянская считает маловероятным, что конфликт в нынешних реалиях может перекинуться на весь Северный Кавказ. Вместе с тем она назвала ситуацию в Ингушетии беспрецедентной.

«Административные границы в регионе еще никогда не менялись и не переносились после распада Советского Союза. Поэтому я была крайне удивлена, когда услышала, что власти решили пойти на изменение границ. Потому что это очень взрывоопасная история для Северного Кавказа, в целом. У многих соседствующих друг с другом народов есть территориальные претензии и земельные споры друг. Это может запустить очень сложную динамику, когда вокруг территориально-этнических проблем мобилизуются разные народы и большие группы людей», – обобщила она.

Андрей Колесников также предполагает, что пожар насилия не распространится по всему региону.

«Хотя предсказывать ход развития подобных ситуаций и очень сложно, – уточнил он. – Как мне представляется, конфликт все же носит несколько локальный характер. Другое дело, что это первый прецедент такого рода, невольно наводящий на ассоциации с горбачевскими временами и этническими конфликтами. А это довольно опасный трэнд».

Между тем, 15 октября истекает срок согласованного митинга протеста против договора. В этой связи совет тейпов ингушского народа направил уведомление о продлении акции еще на десять дней, однако местное правительство пролонгировало согласование акции только на два дня, мотивировав это тем, что в республике запланирован ряд крупных мероприятий «спортивного и культурного характера с массовым участием людей».

XS
SM
MD
LG