Линки доступности

Два зеркала: трагедия малазийского «Боинга» в СМИ России и США


Малазийский следователь делает фотографии обломков малазийского авиалайнера рейса МН-17 на месте падения самолета в Украине. 22 июля 2014 г.
Малазийский следователь делает фотографии обломков малазийского авиалайнера рейса МН-17 на месте падения самолета в Украине. 22 июля 2014 г.

«То, что я наблюдаю в российской прессе, когда говорят про “несвежие трупы” – это просто за гранью»

В оценках причин гибели авиалайнера, сбитого над востоком Украины, расходятся не только правительства, но и средства массовой информации США и России. Живущие в США, историк Юрий Фельштинский и журналист Владимир Абаринов размышляют об этом феномене.

Юрий Фельштинский: «Когда 1 сентября 1983 года Советский Союз сбил южнокорейский самолет, наблюдалась та же история. На первом этапе СССР вообще отрицал, что он сбил. На втором этапе была организована пресс-конференция Министерства обороны СССР – точно так же, как это недавно сделало Минобороны РФ – где было показано, что корейский самолет был над советской территорией, что он занимался шпионажем и поэтому был уничтожен. Вывод, который был сделан советским правительством, был таким: “Сбивали и будем сбивать!“. Вплоть до того, что достаточно публично были награждены летчики, сбившие этот лайнер. Примерно такой же подход мы наблюдаем и сейчас.

Российское правительство на всех уровнях отрицает причастность России к сбитому самолету. В прессу вбрасываются иногда абсолютно фантастические теории о том, кто именно и почему сбил этот самолет. А Министерство обороны достаточно подготовлено – хотя я обратил внимание на то, что переводчики были не очень хорошие, а все схемы были на русском, а не на английском – тем не менее, выдвинуло две версии. Первая: в воздухе в этот момент находился самолет украинских ВВС – и был намек, что именно он мог сбить малазийский “Боинг“. Вторая теория: что система “Бук“ – украинская, находившаяся в распоряжении ПВО Украины, были показаны фотографии, доказывающие перемещения этой системы. Иными словами, Министерство обороны России пыталось доказать, что самолет был сбит украинской стороной. Опять же, полностью отрицая свою причастность к этой трагедии, даже через привязку к сепаратистам.

Если мы посмотрим на то, что говорят основные американские СМИ, то они со всеми оговорками – они пытаются быть очень осторожными – указывают, что самолет, скорее всего, был сбит сепаратистами, что за этими сепаратистами стоит Россия, что техника и обслуживающий персонал, который участвовал в сбитии самолета, с очень большой степенью вероятности, из России. И что, соответственно, Россия отвечает за произошедшее несчастье.

Российские СМИ предоставляют экспертов, однако они не дают различных точек зрения. Они высказывают мнение о том, что за произошедшей трагедией не стоит Россия, а стоит Украина.

В российских СМИ я не заметил попытки серьезно проанализировать эту трагедию. Я заметил это в американских СМИ. И они пытаются разобраться не в том, был ли самолет сбит или нет – мы уже знаем ответ на этот вопрос – был он сбит с российской или украинской территории? Сбит ли он российской установкой, доставленной из России или же украинской установкой, захваченной сепаратистами? Важным вопросом является вопрос о том, кто конкретно управлял этой установкой, и кто конкретно сбивал самолет – граждане России или граждане Украины?

Я хочу напомнить, что когда было определено, что американский самолет, погибший над Шотландией, был подорван сотрудниками ливийской разведки, Ливия очень серьезно была за это наказана. И до тех пор, пока эти офицеры спецслужб не были выданы для наказания, остальной мир с Ливии “не слез“. Поэтому очень важно ответить на вопрос: кто конкретно сбивал малазийский самолет? Эти несколько человек должны быть наказаны по международным законам. На эти вопросы на Западе и ищут ответы».

Владимир Абаринов: «Конечно, различия в освещении этой трагедии бросаются в глаза. И прежде всего они заключаются в том, что в официальной российской прессе и на официозном российском телевидении свободная дискуссия и обмен мнениями просто невозможны. Достаточно было посмотреть последний “Воскресный вечер” с Владимиром Соловьевым, чтобы понять, что точка зрения известна и она одна – в гибели самолета виновата украинская сторона. Это просто не обсуждается: задача так называемых “экспертов” – в очередной раз обнаружить “руку ЦРУ” и “козни Госдепа”, а также поярче оттенить главную мысль о виновности Киева и стоящего за ним, естественно, Вашингтона.

Я работал в подцензурной советской прессе. Но тогда редактор и автор были союзниками, они вместе думали: как обойти запреты. А сегодня редактор, автор и цензор – союзники в оболванивании аудитории.

Я не представляю, как можно дирижировать американскими СМИ. Я 14 лет работаю на радио “Свобода”, но ни разу не сталкивался с цензурой – все редакторские изменения связаны исключительно с форматом. Мы знаем, что американская пресса много раз становилась причиной серьезных неприятностей для американского правительства – вплоть до “Уотергейта”.

В американских СМИ я много встречаю разных мнений и разных оценок происходящего, в том числе резкой критики президента Обамы, за то, что тот не изменил свой график, не отменил какие-то необязательные мероприятия ради украинского кризиса, не проявляет достаточной жесткости… Никакого сравнения с российскими!

Наверняка, что в каких-то американских ток-шоу мелькают какие-то конспирологи – это нормально, это то, что называют свободным рынком идей. Но то, что я наблюдаю в российской прессе, когда говорят про “несвежие трупы” – это просто за гранью!

Президент Обама призвал президента Путина проявить хотя бы минимум порядочности при обращении с телами погибших – я не припомню, чтобы один глава государства обращался к другому главе государства на таком языке. Это просто беспрецедентно!

В огромной степени этой пропагандой в России занимаются те же люди, которые в начале 1990-х занимались совсем другим. Это печальная история. Произошла аберрация сознания: в головах людей интересы России стали ассоциироваться с интересами государства, Россия стала ассоциироваться с Путиным и так далее. Разорвать эту ассоциацию довольно сложно.

Я отвык от российского телевидения, а когда я включаю его, то мне через пять минут хочется на свежий воздух. Я представляю – как это все действует на людей в России. И для этого не обязательно с утра до ночи смотреть телевизор – это как бацилла ненависти. Интоксикация миазмами ненависти происходит часто помимо твоей воли, человек изменяется, даже не подозревая об этом. В какой-то миг становится трудно общаться с друзьями в России – виной именно эта бацилла ненависти.

Свобода слова и независимость прессы в России и сейчас существуют, однако они атомизировались. Они существуют, но не на уровне общественных институтов и отдельных изданий, а на уровне отдельных журналистов».

XS
SM
MD
LG