Линки доступности

Флаг Конфедерации: в поисках символов


Историк Джон Коски – об истории и географии военного флага конфедератов

В последние недели одной из главных тем политических дискуссий в США стала судьба флага Конфедерации. По мнению все большего числа американцев, этот флаг не должен развеваться на общественных зданиях.

О том, что символизировал и символизирует флаг Конфедерации, корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» рассказал историк из Музея американской гражданской войны Джон Коски (John Coski, The American Civil War Museum) – автор книги «Военный флаг Конфедерации» (The Confederate Battle Flag: America's Most Embattled Emblem).

Джон Коски: У этого флага было множество разных значений. В своей книге я попытался разобраться в их происхождении. Когда мы говорим об изменении символики, это отнюдь не означает, что один из символов заменяет другой – это постоянный процесс. В любом случае, не существует одного, единого значения флага Конфедерации.

Этот флаг был символом армии конфедератов – и для многих людей он им остается. Он также приобрел новые значения, например – южного стиля рок-н-ролла. Он также символизирует бунтарство, причем не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, даже в России. Он также стал символом ненависти, потому что некоторые люди используют его в этих целях. И все эти значения – сосуществуют.

Когда мне было 17 лет, я объезжал места сражений Гражданской войны и поэтому прикрепил к антенне своего автомобиля два флага – США и Конфедерации. Позднее я узнал и об иных значениях флага Конфедерации, но, так как я по-прежнему увлекаюсь историей Гражданской войны, он для меня символизирует именно ее. Для меня это вполне нормально. Но, как историк и как гражданин США, я вижу и иные его значения.

Александр Григорьев: Как федеральные власти США относились к флагу капитулировавшей Конфедерации в первые годы после окончания войны?

Д.К.: При подготовке книги я не смог обнаружить того, что многие рассчитывают найти: какой-нибудь приказ, запрещающий использовать этот флаг. Хотя были приказы, которые, предписывали, например, что возвращавшиеся домой военнослужащие армии Конфедерации должны снимать военные знаки различия – другими словами, это была попытка демилитаризации страны. Я не обнаружил никаких приказов, связанных с флагом, но было достаточно много инцидентов, когда людей, вывешивавших такие флаги, просили больше этого не делать. В ту пору существовало своего рода понимание, что флаг капитулировавшей армии в какой-то мере стал флагом всей нации в период войны. Но, вероятно, люди понимали, что после окончания войны не стоит размахивать этим флагом.

В период Реконструкции (послевоенный период, когда предпринимались усилия по окончательному уничтожению рабовладения и реинтеграции южных штатов – А.Г.) федеральное правительство США прекратило любые попытки регулирования обращения с конфедеративным флагом. Все происходило не на основе закона, а на основе традиций. И бывшие конфедераты очень широко использовали этот флаг как исторический символ и символ памяти.

А.Г.: Почему белые супрематисты, такие, как Ку-Клукс-Клан, начали использовать этот флаг?

Д.К.: Меня в свое время удивило, что первый Ку-Клукс-Клан, который был создан бывшими конфедератами сразу после окончания Гражданской войны, не использовал этот флаг (в разные периоды в США существовали три организации Ку-Клукс-Клана – они использовали одно название и схожую символику, однако преследовали различные политические цели – АГ). Когда Ку-Клукс-Клан возродился в 1915 году, то до конца 1920-х годов он также не использовал флаг Конфедерации – он использовал флаг США. Наиболее известная фотография марша Ку-Клукс-Клана 1920-х годов была сделана на улицах Вашингтона – причем никто из клансменов не нес флагов Конфедерации. Ситуация изменилась в начале 1930-х. Самая ранняя фотография, которую я обнаружил, была сделана на параде памяти Конфедерации в Атланте, в 1939 году. Именно тогда Клан начал использовать этот символ, он продолжил это делать во время Второй мировой войны и после.

Долгое время на Юге действовали «законы Джима Кроу» (общее название множества различных законов в различных штатах и иных юрисдикциях, обеспечивавших подчиненное положение чернокожих жителей США т отмененных в 1965 году – А.Г.), которые позволили создать режим расовой сегрегации: то есть, конфедераты проиграли войну, но выиграли мир. И пока этот режим существовал, флаг Конфедерации появлялся только на торжествах, посвященных Конфедерации.

Но как только федеральное правительство стало предпринимать попытки изменить расовый статус-кво на Юге, этот флаг вновь появился: как символ оппозиции, как символ поддержки сегрегации и белого супрематизма.

А.Г.: Флаг Конфедерации – далеко не единственный символ, значение которого изменялось с течением времени. К примеру, свастика – древний солярный символ, однако сегодня она ассоциируется в основном с нацизмом…

Д.К.: Да, эту аналогию часто используют. И, как я заметил, это влияет на эмоции людей, и они более не способны спокойно обсуждать вопрос. На мой взгляд, это не очень хорошая аналогия, не стоит сравнивать яблоки и апельсины.

Действительно, можно сказать, что изначальная символика флага Конфедерации была украдена. Однако в 1950-1960-е годы этот флаг использовался не только экстремистами, но и обычными людьми – белыми южанами, которые демонстрировали, что выступают против сегрегации. И давайте не забывать, что он по-прежнему означает историческое наследие. Особенно для людей, чьи предки воевали под этим флагом, и они заслуженно гордятся этим.

Многие на Юге США жили во времена, когда использование этого знамени никоим образом не ограничивалось и не считалось предосудительным – во всяком случае, никто этого не оспаривал. Потому что те, кто мог это оспорить – афроамериканцы, исключенные из процесса принятия решений – не имели возможно сделать этого.

Белые жители Юга считают, что правила внезапно изменились, и воспринимают это как атаку на их историческое наследие. Но важно сказать, что эпоха, когда использование этого знамени было нормальным делом, была искусственной – потому что тогда афроамериканцам было отказано в реализации их легитимных прав. Но времена меняются: идет очень сложный и разрушительный процесс переоценки ценностей.

А.Г.: Многим просто нравится дизайн флага Конфедерации, он, вероятно, один из наиболее красивых флагов в мировой истории. Как он был создан?

Д.К.: Первоначально это был флаг армии Северной Вирджинии, которая впоследствии стала армией генерала Роберта Ли. И его предложили использовать как национальный флаг Конфедерации и добавить крест Святого Георгия. Но один член легислатуры города Чарльстон – он был евреем – заметил, что использование религиозных символов в государственной символике противоречит Конституции. Поэтому дизайн был изменен и флаг появился в том виде, который мы знаем сегодня. Косой крест – не крест Святого Андрея, это геральдический символ. Он не стал флагом Конфедерации, но стал боевым флагом наиболее успешной и прославленной армии – армии генерала Ли. Именно поэтому он приобрел столь большую популярность среди жителей Юга. Он действительно очень привлекательный: яркие четкие цвета и великолепный графический дизайн. И именно это одна из причин, по которой он столь популярен по сей день.

А.Г.: Интересно, что один из флагов украинских сепаратистов крайне напоминает флаг Конфедерации…

Д.К.: Да, когда я увидел его в Интернете, я был потрясен – мне показалось, что кто-то использовал «Фотошоп» и чуть изменил его. В 1980-1990-е годы – в период объединения Германии, распада СССР и Югославии – флаги Конфедерации стали появляться в Восточной Европе. И тогда велись споры: означает этот флаг отделение или национальное освобождение, как утверждают многие, либо это просто крутой флаг, который ассоциируется с Америкой? Эти споры продолжаются по сей день.

XS
SM
MD
LG