Линки доступности

«Аль-Кайда» на Кавказе: что было при бин Ладене


«Аль-Кайда» на Кавказе: что было при бин Ладене
«Аль-Кайда» на Кавказе: что было при бин Ладене

Про «25 арабских муджахедов», амира Хаттаба и пакистанский коридор

Вопрос о том, кто заменит Усаму бин Ладена – Айман Завахири или Анвар Авлаки – эксперты по Северному Кавказу считают не самым главным, так как оба этих деятеля одинаково известны своими симпатиями к северокавказскому вооруженному подполью. Этому региону Авлаки и Завахири уделяют гораздо больше внимания, чем это когда либо делал бин Ладен.

Турецкие СМИ против НАК России

О связях «Аль-Кайды» с исламистами на Кавказе регулярно сообщают российские спецслужбы. Последняя подобная информация была озвучена 4 мая. Спустя несколько дней после ликвидации бин Ладена Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил, что в Чечне убит эмиссар «Аль-Кайды», турецко-подданный Абдулла Курд, или по паспорту – Джевдет Догер.

В турецких СМИ очередную победу НАК России на Кавказе оценили скептически. Главные газеты Турции написали, что код паспорта гражданина «TR-253183» был поддельным, а возраст к моменту выхода на джихад – детским: родился в 1976, в 1991 году – в 14 лет , как утверждается в сообщении НАК, – уже был в лагере Хаттаба в Чечне. Еще одна неточность – Хаттаб впервые появился в Чечне в 1994 году, то есть не мог быть шефом Джевдета Догера в 1991 году. Другая деталь, о которой пишут турецкие журналисты: место рождения Джевдета Догера – городок Бингол в провинции Сохлан, где проживает чеченская диаспора. То есть, вполне возможно, что Абдулла Курд был этническим чеченцем. В таком случае, мотивы его приезда в Чечню уже сложно ограничить исламскими идеями.

Несмотря на периодические провалы в сообщениях российской стороны о связях северокавказского подполья с глобальным терроризмом, о существовании подобной связи говорят и на Западе.

Западные эксперты при анализе интересов «Аль-Кайды» на Кавказе, как правило, аппелируют к рассекреченному докладу ФБР и ЦРУ, известному под названием SWIFT KNIGHT REPORT.

WikiLeaks по-американски

SWIFT KNIGHT REPORT появился в ноябре 2004 года на вебсайте американской организации Judicial Watch. Схожесть этой организации с WikiLeaks в том, что Judicial Watch тоже публикует секретные документы. Существенное отличие в том, что WikiLeaks пользуется неизвестными источниками, тогда как Judicial Watch добивается от спецслужб и властей официальной публикации, пользуясь законом США о свободе информации FOIA.

4 мая этого года Judicial Watch сообщил о получении от ЦРУ и Министерства обороны США документов, свидетельствующих о том, как интенсивные методы допросов, примененные к заключенным в Гуантанамо, помогли найти и ликвидировать Усаму бин Ладена. Документы Judicial Watch показывают, что в ходе допросов был установлен «курьер, который привел американских «морских котиков» к двери бункера стоимостью миллион долларов, ставшего для бин Ладена домом».

В тот же день – 4 мая – Judicial Watch объявил, что организация направила в Минобороны США официальный запрос на рассекречивание видео и фотоматериалов операции по ликвидации Усамы бин Ладена. По закону FOIA власти должны ответить на запрос в течение 20 рабочих дней.

Разведка Терского казачества, бин Ладен, Хаттаб и Мовлади

SWIFT Knight Report – рассекреченный в 2004 году ФБР и ЦРУ по запросу Judicial Watch файл – был составлен осенью 1998 года. Доклад раскрывает информацию о связях Усамы бин Ладена с северокавказским вооруженным подпольем во второй половине 90-х годов 20 века.

Согласно докладу, «личный друг бин Ладена амир Хаттаб, иорданец чеченского происхождения», был в числе 700 арабских боевиков, сконцентрированных в лагере, который располагался в Хартуме (Судан). Из этой группы, по данным доклада, «бин Ладен сформировал ядро “Аль-Кайды”».

«В 1995 году бин Ладен направил амира Хаттаба вместе с девятью другими арабами со специальной миссией в Чечню. В задачу Хаттаба входила организация международных лагерей для тренировки террористов», – говорится в докладе.
Хаттаб, согласно документу, женился на сестре дагестанского лакца Надира Хачилаева, был в чине полковника и участвовал в боях в качестве полевого командира.

Редактор газеты The Moscow Times дагестанец Наби Абдуллаев подвергает сомнению содержание доклада. Абдуллаев сказал «Голосу Америки», что в документе содержится очень много фактических ошибок, из-за которых достоверность всего содержимого подвергается сомнению: «Хаттаб никогда не был женат на сестре Хачилаева, его жена была даргинкой и не имела к лакскому клану никакого отношения". Утверждение, что Хаттаб был "полковником", по мнению Абдуллаева также сомнительно: "Полковником чего? И кто ему присваивал это звание?".

SWIFT Knight Report также сообщает, что Хаттабу удалось создать три лагеря – в Ведено, Ножай-Юрте и еще один в горно-лесистой местности (не уточняется, где именно). Курс обучения в каждом из них длился два месяца, выпускники получали навыки минно-взрывного дела и стрельбы. Лагеря были хорошо укомплектованы тренировочным вооружением, а также имели возможность конструировать модели «мест диверсий».

В документе содержится также информация о том, что находясь на Северном Кавказе, Хаттаб оставался на связи с бин Ладеном, в рамках общей цели создал в Чечне «движение ваххабитов «Исламский путь» и планировал создать такие же «подразделения в других республиках Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Азербайджане, Татарстане и Башкортостане. Среди задач на будущее было создание тренировочных лагерей в Дагестане и Ингушетии и в центральной России».

«Северному Кавказу и особенно Чечне бин Ладен отводил особую роль, – говорится в документе, – так как эти территории считались недосягаемыми для западных ракет».

Несколько раз в 1997 году к бин Ладену в Афганистан приезжали «люди Мовлади Удугова, а также дагестанские ваххабиты из Карамахи», – утверждается в документе. В ходе переговоров они пришли к соглашению «об обмене финансами и добровольцами». Для этих целей, говорится в документе, был создан постоянный коридор из Чечни в Пакистан и Афганистан через Турцию и Азербайджан. Через этот же корридор проходил и трафик наркотиков. Прикрытие в Чечне, как утверждается в документе, осуществлял человек бин Ладена, внедренный при содействии Мовлади Удугова на высокий пост в министерстве иностранных дел. Сообщается только кличка этого человека – Абу Саяф. Реального имени в документе нет.

«25 арабских боевиков появились в тренировочных лагерях в Чечне, – сообщает документ со ссылкой на данные «разведки Терского казачества», – у всех были паспорта граждан арабских стран, но окружающие знали их только по кличкам. Реальные имена были известны только Хаттабу и Абу Саяфу».

В Чечне к утверждениям о связях с «Аль-Кайдой» относятся, как к провокации. Бывший депутат Парламента Ичкерии Дока Амагов сказал «Голосу Америки», что в Чечне Хаттаба считали агентом США: "По данным чеченских спецлужб на 1998 год Хаттаб являлся капитаном морской пехоты США. Об этом лично докладывал директор СНБ Ичкерия Леча Хултыгов на закрытом заседание Парламента ЧРИ».

Эксперт The Jamestown Foundation Маирбек Вачагаев, в прошлом пресс-секретарь Аслана Масхадова, также с возмущением говорит о «попытках связать чеченское сопротивление с «Аль-Кайдой». Вачагаев утверждает, что Масхадов впервые услышал имя Усамы бин Ладена после терактов 11 сентября в США: «Я тогда уже жил за границей, Аслан мне звонил и спрашивал, кто такой этот бин Ладен и почему с его именем связывают чеченцев?»

По словам Маирбека Вачагаева, утверждения о том, что Шамиль Басаев проходил тренировку в лагере бин Ладена, также не соответствуют правде: «Шамиль смеялся, когда слышал подобные заявления. Он говорил, что сам может научить бин Ладена, как воевать».

Американский эксперт по терроризму, автор книги «Russias' Islamic threat» (Исламская угроза России) профессор Гордон Хан считает, что содержание SWIFT Knight Report не подлежит сомнению: «Длинная история связей «Аль-Кайды» с боевиками Северного Кавказа задокументирована в полном объеме, это проверенные разведывательные данные, составленные на основе захваченных в Афганистане у боевиков «Аль-Кайды» документов», – сказал профессор Хан «Голосу Америки».

Ближние и дальние цели «Аль-Кайды» в регионе к моменту написания секретного отчета в 1998 году выглядели слишком амбициозными: «распространение джихада на всей территории Северного Кавказа – «от моря до моря», в Центральной Азии, на всей территории России. Создание ячеек в Чечне, Дагестане, Кабарде, Карачае, Балкарии и Крыму».


Продолжение читайте в следующей статье о связях и перспективах «Аль-Кайды» на Кавказе

О событиях на российском Кавказе читайте в спецрепортаже «Кавказ сегодня»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG