Линки доступности

Лайнер «Грузинских авиалиний» совершил посадку в Москве


Сегодня днем самолет грузинской авиакомпании Georgian Airways с 85 пассажирами на борту выполнил первый чартерный рейс Тбилиси – Москва и успешно совершил посадку в столичном аэропорту «Домодедово». По сообщению министерства транспорта РФ, грузинский авиаперевозчик также получил разрешение на проведение чартерных авиарейсов в Москву и Санкт-Петербург 9-10 января. В свою очередь представители грузинской стороны сообщают о намерении выполнить два чартерных рейса только в Москву в нынешние субботу и воскресенье. Напомним, что прямое авиасообщение между странами было полностью прекращено после войны в августе 2008 года.

Могут ли нынешние чартерные рейсы стать «первой ласточкой» в налаживании отношений между Москвой и Тбилиси? Каких новых шагов для этого следует ожидать от двух стран?

Профессор Квинс-колледжа (Queens College) в Нью-Йорке Джули Джордж, написавшая книгу об этническом сепаратизме в России и в Грузии, считает, что говорить о разрядке напряженности в отношениях Москвы и Тбилиси еще рано. «Стороны совершают прагматические шаги, и это замечательно, – сказала она корреспонденту «Голоса Америки». – Я думаю, что эти шаги продиктованы экономическими соображениями. Вспомните, как сразу после августовской войны Россия и Грузия провели в прагматичном русле переговоры о совместном использовании Ингури ГЭС. И это, подчеркну, было вскоре после окончания военных действий. Предпринимаемые сегодня шаги – чартерные авиарейсы, предполагаемое открытие сухопутной границы – выгодны с экономической точки зрения и Грузии, и России. Однако прежде чем делать какие-либо далеко идущие выводы об улучшении отношений, необходимо дождаться политических подвижек».

Тедо Джапаридзе, экс-посол Грузии в США, альтернативный директор международного Центра по проблемам Черноморского региона, настроен более оптимистично: «Сегодняшний авиарейс можно назвать первым добрым шагом в налаживании грузино-российских отношений. Тем более что сами отношения в последнее время сошли на нет. Однако я сомневаюсь, что возобновление авиасообщения между Тбилиси и Москвой быстро приведет к сближению между нашими государствами. Но, возможно, этому помогло бы открытие пограничного перехода в Ларсе. Кроме того, мы видим, что сейчас существуют не только большие политические, но зачастую просто бюрократические проблемы в налаживании гуманитарных контактов. К этому я бы отнес сегодняшнее сообщение прессы, что с 10 января российские пограничники будут требовать обязательного перевода грузинских паспортов на русский и осетинский языки при пересечении пунктов досмотра грузинами, проживающими в Южной Осетии».

По мнению Тедо Джапаридзе, человека достаточно искушенного в политике, восемь лет проработавшего послом Тбилиси в Вашингтоне, главное, что нужно сейчас для налаживания грузино-российского диалога – это время. «Это вовсе не значит, что мы будем сидеть, сложа рука, и ничего не предпринимать. Но это значит, что руководители в обеих странах должны попытаться вести диалог без излишне импульсивных заявлений, без жесткой риторики. Сделать это сейчас сложнее всего», – заключает Тедо Джапаридзе.

Желание увидеть потепление в российско-грузинских отношениях прозвучало и в заявлении, которое сделал «Голосу Америки» Александр Торшин, первый заместитель председателя Совета Федерации РФ: «Я думаю, пришло время не только наладить воздушное сообщение, но и открыть наземный переход «Верхний Ларс». Надо постараться сейчас обойтись без политики и дать возможность простым людям наладить свою жизнь. Ведь, как известно, в России работает порядка миллиона граждан Грузии. И, в конечном счете, несмотря ни на что, россияне и грузины были и останутся братскими народами. Мы рассчитываем, что дальнейший выбор грузинского народа будет определяться в электоральных кампаниях. А сейчас надо сделать по максимуму, чтобы дружба народов, которая складывалась веками, из-за некоторых неуклюжих, скажем так, действий грузинского руководства не была поставлена под удар».

Александр Торшин возглавляет сегодня межпарламентскую комиссию по делам Кавказа, в работе которой участвуют парламентарии не только северокавказских российских республик, но и соседних государств, например, Турции. По словам вице-спикера Совфеда РФ Александра Торшина, российская сторона приветствовала бы, если бы с этой комиссией стали сотрудничать и грузинские законодатели. Однако российский сенатор выражает сомнение, что при нынешнем составе грузинского парламента и сформированной в нем консолидированной позиции по абхазской и южноосетинской проблеме такое сотрудничество возможно.

XS
SM
MD
LG