Линки доступности

Дело Витишко: победа или компромисс


Под давлением общественности краснодарскому экологу изменена мера пресечения

В июне 2012 года Евгений Витишко и его коллега Сурен Газарян были приговорены к трем годам условно с двухлетним испытательным сроком по обвинению в порче забора на даче губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Вскоре после этого против Газаряна было возбуждено еще одно дело, и он был вынужден эмигрировать из России, попросив политическое убежище в Эстонии.

А Евгению Витишко в декабре 2013 года условный срок был заменен трехлетним заключением в колонии-поселении. Ходатайства об амнистии экологу были отклонены, тем не менее, 10 ноября cудья Кирсановского райсуда Тамбовской области Сергей Деев постановил заменить Евгению Витишко неотбытую часть заключения ограничением свободы. Это означает, что в соответствии с действующим российским законодательством Витишко будет отбывать оставшийся срок у себя дома под надзором уголовно-исправительной инспекции.

И победа, и компромисс

На сайте «Экологической Вахты по Северному Кавказу», экспертом которой является Евгений Витишко, появилась информация о том, что поддержать арестованного эколога «приехали представители “Беллоны”, движения “Стоп-Никель”. Также в суд приехал представитель Европейского Союза». В конце заметки содержится уточнение: «Если принятое сегодня Кирсановским районным судом судебное решение не будет оспорено, через десять дней Евгений Витишко должен выйти на свободу».

Корреспондент «Голоса Америки» связалась с автором этой статьи – координатором «Экологической Вахты по Северному Кавказу» Андреем Рудомахой.

Решение Кирсановского суда Андрей Рудомаха считает победой тех, кто поддерживал его коллегу, но, одновременно, компромиссом с властью. «Данное решение не устраняет всех проблем, Евгений по-прежнему будет вынужден отмечаться (в уголовно-исправительной инспекции – А.П.), подписка о невыезде будет действовать. Но самое главное, что он уже будет на свободе», – подчеркивает Рудомаха, добавляя, что большую роль в этом сыграли Совет по правам человека при президенте РФ и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова.

С такой оценкой согласен и член Общественной Палаты Российской Федерации, председатель Центрального Совета «Российской Зеленой Лиги» Сергей Симак. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» он напомнил: «В течение нескольких лет нам не удавалось добиться того, чтобы позиция широких кругов общественности – и российской и международной – была бы учтена судом. Было совершенно понятно, что решение (об аресте Евгения Витишко – А.П.) – политическое, коррупционное. И при подобном подходе суды штамповали решения, абсолютно не обращая внимания на наши попытки добиться справедливости», – указывает член Общественной палаты РФ.

Подчеркивая, что по Евгению Витишко было вынесено компромиссное решение, Сергей Симак добавляет: «Наверно, суд не мог откровенно признать, что все предшествующие решения были незаконными и неоправданными, и что позиция государственных органов, сформулированная ранее, была за пределами правового поля и не была обусловлена объективными обстоятельствами дела». Учитывая это, суд, по мнению эксперта,был вынужден пойти на половинчатый шаг.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин подчеркнул роль международной общественности в кампании поддержки Евгения Витишко. По его словам, о необходимости освобождения активиста «Экологической Вахты по северному Кавказу» говорили многие западные политики, включая премьер-министра Норвегии. «Я считаю, что это «решение суда – А.П.) – очень большая победа гражданского общества не только в российских, но даже в мировых масштабах», – отмечает Митрохин. И оговаривается, что данная победа не является окончательной ввиду того, что Витишко останется под надзором. «Будет еще заседание суда по условно-досрочному освобождению, и, возможно, будет еще одна победа. Но пока самое главное,что человек выйдет на свободу. Правда, это произойдет лишь через 10 дней», – уточняет лидер «Яблока».

И продолжает: «В этой связи я хочу напомнить, что когда госпожу Васильеву по УДО выпускали, власти, как будто, забыли о том, что 10 дней дается на обжалование решения суда. Даже в этом вопросе двойные стандарты сработали», – считает Митрохин.

«Надеемся, что приговор будет отменен»

При этом политик полагает, что шансы на полное освобождение Евгения Витишко и на реабилитацию по предъявленным обвинениям невелики: «Когда речь идет не о коррупционерах, а о гражданских активистах и представителях оппозиции, власть у нас всегда оставляет возможность как-то их контролировать, чтобы они “сильно не зарывались”, с ее точки зрения», – отметил он в интервью «Голосу Америки».

С этой позицией солидарен и Сергей Симак. Он считает, что российские власти «из политико-психологических соображений постараются полностью не реабилитировать Женю. Иначе они распишутся в том, что в течение последних четырех-пяти лет творилось реально беззаконие. А за это должны отвечать множество и прокуроров, и судей, и других работников судебной системы». Учитывая это, российская система, по словам Сергея Симака, предпочтет спустить это дело на тормозах: «Вроде бы, и Женя на свободе, и в то же время они лицо сохраняют – что, все-таки, он не реабилитирован, и они гуманность проявили», – отмечает член Общественной палаты РФ.

В свою очередь, Андрей Рудомаха не исключает возможности полного прекращения дела против своего коллеги. Он отмечает, что адвокатом Сергеем Бадамшиным недавно была подана жалоба на приговор Евгению Витишко. «И мы надеемся, что приговор будет отменен, и дело не ограничится только его освобождением», – говорит эколог.

«Единичный случай не может изменить систему»

Решение Кирсановского суда об изменении меры пресечения Евгению Витишко было вынесено после того, как 1 октября на заседании Совета по правам человека Владимир Путин попросил Генпрокуратуру проверить информацию о взысканиях к активисту «Экологической вахты по Северному Кавказу» в колонии-поселении.

Сергей Симак допускает, что последовавшее за этим изменение меры пресечения Евгению Витишко было сделано из расчета на положительную реакцию международной общественности. Тем более, что решение Кирсановского суда было объявлено в том момент, когда стало известно о предстоящем участии Владимира Путина в Первой конференции ООН по вопросам изменения климата в пригороде Парижа Ле-Бурже.

Однако, главную роль в этом сыграли российские экологи. «Мы сумели мобилизовать наших друзей и сторонников, – отмечает Симак. – Поэтому такая концентрация этой проблемы и ее актуализация в присутствии президента сделала невозможным ее игнорирование».

Сергей Митрохин считает, что если бы это дело не имело серьезного международного резонанса, российские правозащитники, возможно, не поставили бы вопрос об освобождении Евгения Витишко перед Владимиром Путиным. «Когда речь идет об освобождении политзаключенных, все усилия не напрасны. Даже одиночные пикеты играют какую-то определенную роль, и все действия складываются вместе в решающий результат», – отмечает председатель партии «Яблоко».

Со своей стороны, Андрей Рудомаха не склонен считать, что смягчение положения Евгения Витишко повлияет на ситуацию с соблюдением прав человека в России. «Этот единичный случай не может изменить общую картину репрессий и давления на гражданских активистов», – полагает он. И заключает: «В данном случае имела место совместная позиция гражданского общества и Совета по правам человека. И Путин был вынужден к ней прислушаться. Но это – разовая ситуация, и систему она изменить не сможет», – заключает координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха.

XS
SM
MD
LG