Линки доступности

Нужно ли публиковать списки «персон нон-грата»?


В Литве могут сделать общедоступными списки иностранцев, которым запрещен въезд на территорию республики

Литовский новостной портал Delfi распространил информацию, согласно которой Министерство внутренних дел Литвы готово обнародовать списки иностранных граждан, объявленных «персонами нон-грата». Кроме того, на специальном сайте рядом с фамилиями иностранцев, которым запрещен въезд на территорию Литвы, будут изложены причины их попадания в «черный список».

В пояснительном письме МВД Литвы по этому поводу говорится: «Данные иностранца, которому запрещен въезд в Литовскую Республику по причине того, что он может представлять угрозу безопасности государства, на интернет-сайте Департамента миграции публикуются с целью обеспечить безопасность государства и общества».

Эту инициативу поддерживает и глава внешнеполитического ведомства Литвы Линас Линкявичюс. По его мнению, публикация «черного списка» логична: «Я считаю, что это аналогия с европейской практикой и правом, где санкции вступают в силу лишь тогда, когда публикуются».

В свою очередь, в Департамент госбезопасности Литвы не считают публикацию «черных списков» правильной мерой, поскольку это может задеть честь и достоинство тех, кто по разным причинам объявлен «персоной нон-грата».

В июле минувшего года литовский МИД сообщил о запрете на въезд в страну нескольким гражданам Российской Федерации. Фамилии «нежелательных персон» указаны не были, хотя при этом отмечалось, что внесение их «черные списки» связано с «агрессивной кампанией пропаганды и промывки мозгов».

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась мнением литовских экспертов по данному вопросу.

Транспарентность государства

Депутат Сейма от партии Союз Отечества – Литовские христианские демократы Эгидиюс Варейкис отмечает, что каждая страна вправе сама решать, будет ли она делать список «персон нон-грата» общедоступным и оглашать причины запрета на свою территорию.

«Как привило, это относится к людям, связанным с криминальной деятельностью, – подчеркивает политик. – А что касается официальных лиц, то, как известно, если общеевропейский список чиновников из Беларуси, которые причастны к подавлению свобод в своей стране. И им запрещен въезд в страны ЕС, в том числе – в Литву. Если же мы говорим о России, то здесь порой трудно понять, где заканчивается политика и начинаются другие сферы деятельности».

Варейскис пояснил, что в данном случае он имеет в виду некоторых российских артистов и журналистов, которые подозреваются в причастности к «агрессивной кампании пропаганды и промывки мозгов». «И я не вижу ничего особенного или страшного в том, что список (невъездных иностранцев – А.П.) будет официальным», – отмечает депутат Сейма, по мнению которого открытый доступ к «черным спискам» станет доказательством демократичности и транспарентности Литвы.

Вместе с тем, Варейкис сомневается в том, что угроза увидеть свое имя в литовском «черном списке» рядом с причиной включения в него заставит российских политиков и общественных деятелей изменить свою позицию по отношению к Литве.

«Я думаю, что многие из этих людей уже знают, что находятся в “черных списках” или скоро туда попадут. Из-за этого они не изменят свои политические взгляды и не перейдут к другому работодателю. Тем более, что эти списки – небольшие, и случайных людей там нет», – полагает он.

И завершает: «А вот литовским гражданам будет интересно узнать, кто у нас попал в список нежелательных персон».

Элемент избирательной кампании

Несколько иной точки зрения придерживается литовский политолог, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс.

Прежде всего, он отметил, что списки невъездных россиян страны Балтии обновляли неоднократно: «Если помните, у нас в “черных списках” фигурировал, к примеру, господин Модест Колеров (близкий к Кремлю политтехнолог – А.П.), и некоторые другие люди».

Касаясь возможности опубликования списка «нежелательных персон», Нериюс Малюкявичюс подчеркивает, что в Литве в настоящее время ведется активная дискуссия относительно целесообразности этого начинания. «У нас высказываются и соображения против данной публикации. Как это происходит и в странах Западной Европы, и в США, где нет предуведомления о том, кто является “персоной нон-грата”. И очень часто человек узнает об отказе во въезд в ту или иную страну буквально в последний момент, например, при прохождении паспортного контроля», – продолжает политолог.

По мнению Малюкявичюса, в таком подходе есть определенная логика: «Ситуация в мире меняется очень быстро, особенно, в связи с событиями в Украине. И если окажется, что какой-нибудь кремлевский политик или апологет “Новороссии” в данный список не включен, то, получается, что он – “персона грата”? Поэтому в Литве и высказываются сомнения в правильности публикации “черных списков”. Скажем, есть списки людей, против которых введены персональные санкции. С другой стороны – списки дипломатических работников, объявленных “нежелательными персонами”, как правило, не разглашаются».

Нериюс Малювявичюс добавил, что данный вопрос сейчас активно используется различными политическими силами Литвы в ходе избирательной кампании – в воскресенье в республике пройдут муниципальные выборы, в ходе которых будут избраны мэры городов.

«Тема публикации “черный списков” присутствует в политической повестке дня. И сегодня еще неясно, чья точка зрения победит – сторонников или противников публикации списков “персон нон-грата”», – подытоживает преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс.

XS
SM
MD
LG