Линки доступности

Двадцать лет без Галины Старовойтовой


Сторонники и соратники – о российском политике-демократе

20 ноября исполняется 20 лет со дня убийства Галины Старовойтовой.

С весны 1989 года она стала одним из самых известных народных депутатов СССР, а год спустя ее избрали и депутатом РСФСР (Старовойтова вошла в Комитет Верховного совета по правам человека. В 1991 – 1992 годах она была советником президента России по вопросам межнациональных отношений, а в 1995-м – стала депутатом Государственной Думы.

Вечером 20 ноября 1998 года Галина Старовойтова была убита в Санкт-Петербурге, в парадной дома 91 по Набережной канала Грибоедова.

30 Городской суд Санкт-Петербурга приговорил участников – организатора убийства Юрия Колчина и исполнителя преступлений Виталия Акиншина –соответственно к 20 и 23,5 годам заключения в колонии строгого режима по статье Уголовного кодекса Российской Федерации «Посягательство на жизнь государственного деятеля». Однако следствие по делу об убийстве Галины Старовойтовой не было на этом завершено. В марте 2012 года управление ФСБ по Санкт-Петербургу приостановило следствие, но пять лет назад, в ноябре 2013 года обвинение в соучастии в убийстве Галины Старовойтовой было предъявлено бывшему депутату Госдумы Михаилу Глущенко, который в апреле 2014 года дал признательные показания.

«Если бы она стала президентом, у нас многое было бы по-другому»

Сегодня в Санкт-Петербурге есть Сквер Галины Старовойтовой. ЕЕ имя носит одна из городских гимназий. На доме, где она была убита, установлена мемориальная доска. Для студентов гуманитарных факультетов учреждений высшего профессионального образования с 2007 года существует стипендия ее имени. А на третьем этаже дома № 35 по Большой морской улице, в помещении, где на протяжении ряда лет находилась ее общественная приемная, сегодня находится музей Галины Старовойтовой.

Руководитель музея Ольга Старовойтова вспоминает, как в середине 90-х ее старшая сестра решила выдвинуть свою кандидатуру по пост президента РФ.

«Она подала в Центризбирком заявку о том, что собирается баллотироваться в президенты. И сразу же к ней, и даже ко мне и к нашим родителям посыпались обращения: “Да что она с ума сошла, что ли? Она же не пройдет”. И тогда она выступила по телевидению, чтобы объяснить свою позицию. И сказала: в политике важен еще и жест. Я – первая женщина не из партийной номенклатуры, и почему бы мне хотя бы не попытаться стать президентом моей страны?» – вспоминает Ольга Старовойтова в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Для регистрации кандидатом в президенты самовыдвиженцу нужно было собрать не менее миллиона подписей. И главный редактор газеты «Аргументы и факты» Владислав Старков распорядился опубликовать в еженедельнике подписной лист за выдвижение Галины Старовойтовой. В результате этой акции было собрано необходимое количество подписей.

«Но Центризбирком, как мы и ожидали, придрался к тому, что они были недолжным образом оформлены, и забраковал их, – продолжает Ольга Старовойтова. – Потом эта попытка как-то подзабылась, но я считаю, что жест был действительно важен. Конечно, Галина прекрасно понимала, что ее не изберут. Тем более, что демократы ее упрекали, что она может отобрать голоса у Ельцина в его противостоянии с Зюгановым. В общем, вышло так, как вышло. Такова уж судьба первопроходцев – идти туда, где не знаешь, получится ли у тебя победить».

«Но я думаю, что если бы она все-таки стала президентом, то у нас многое было бы по-другому. Во всяком случае, точно, что международные отношения не были бы так ужасны, как сейчас. И уж точно не было бы такой изоляции России на международном уровне», – убеждена Ольга Старовойтова.

«Любой человек, общаясь с ней, ощущал ее внутреннюю силу»

В Государственной Думе второго созыва соседом Галины Старовойтовой в зале заседаний и коллегой по неформальной группе «Демократический выбор России» был Юлий Рыбаков. Кроме того, их депутатские приемные в городе на Неве находились рядом.

Сейчас Юлий Рыбаков – член Правозащитного совета Санкт-Петербурга.

«Галина Старовойтова, – напомнил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», – последовательно выступала против коммунистического режима и против попыток коммунистов снова вернуться к власти. Это началось еще в Верховном Совете СССР и на съезде народных депутатов РСФСР, когда она выходила с проектом закона о люстрации для верхнего эшелона коммунистической власти и спецслужб. Она говорили, что необходим запрет, по меньшей мере, на 10 лет, на участие в политической и экономической жизни страны для тех, кто довел ее до плачевного состояния, и потом пытается снова взять управление в свои руки».

Тогда этот проект не получил должной поддержки – ни со стороны президента РФ Бориса Ельцина, ни со стороны демократов в Госдуме, включая самого Рыбакова, продолжает собеседник «Голоса Америки».

«Мы тогда серьезно опасались “охоты на ведьм” и думали, что справимся и без люстрации, – поясняет Рыбаков. –К сожалению, этого не получилось, и сегодня до 80% всех ключевых позиций в стране занимает бывшая партноменклатура и в первую очередь – бывшие чекисты.

Но тогда ей не могли простить этой инициативы коммунисты в Государственной Думе, которые подвергали ее абсолютно хамским нападкам. Но она была достойнейшим человеком, и любой человек, за исключением совершенных маргиналов, общаясь с ней, ощущалвнутреннюю силу независимого мышления и энергетику, которой она обладала».

Бывший депутат Госдумы считает, что сегодня демократических политиков равного масштаба в России нет. «После ее гибели я возглавил демократическую партию, которую она создавала на базе движения “Демократическая Россия”. Но, к сожалению, эта партия была распущена против моей воли, а ее остатки влились в “Союз правых сил”, – вспоминает Юлий Рыбаков.

«А в 1998 году, – продолжает он, – Галина Васильевна готовила на основе этой партии свои кадры для участия в выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. И это могло существенным образом изменить расклад в таком крупнейшем городе России, как наш. И, скорее всего, это послужило одной из причин ее убийства».

«Сегодня она могла бы быть очень востребована»

Руководитель Центра исследования модернизации при Европейском университете Санкт-Петербурга Дмитрий Травин вспоминает о Галине Старовойтовой как о выдающемся российском политике-демократе и, кроме того, как об очень ярком человеке. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он отметил: «Мне кажется, она отстаивала многие правильные ценности, которые сегодня, к сожалению, забыты. Галина Васильевна была высокопрофессиональным этнографом, специалистом по межэтническим отношениям. И, что очень важно, она всегда очень трезво смотрела на эти вопросы, понимая их сложность».

«Конечно, – подчеркивает Травин, – Галины Васильевны Старовойтовой очень не хватает в сегодняшней политике, ее трагическая гибель 20 лет назад стала настоящей катастрофой. Думаю, сегодня она могла бы быть очень востребована, хотя надо понимать, что политики либерального направления сегодня вообще меньше востребованы, чем 20 – 30 лет назад. Поэтому, думаю, ее путь в современной политике был бы очень сложным. Но она была настолько яркой личностью, что смогла бы себя показать в любой ситуации».

XS
SM
MD
LG