Линки доступности

Сочинская Олимпиада – год спустя


Закпытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Россия. 23 февраля 2014 г.
Закпытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Россия. 23 февраля 2014 г.

Эксперты говорят о спортивных успехах, экологических проблемах и экономических последствиях «Зимних игр в субтропиках».

7 февраля исполнился год с момента открытия в Сочи XXII Зимних Олимпийских игр. Российские правительственные телеканалы выпустили в эфир подборку разных эпизодов семнадцати дней сочинских игр, включая накладку на церемонии открытия, когда одна из пяти гигантских снежинок не сумела превратиться в олимпийское кольцо.

А на следующий день после годовщины в Интернете появился видеоролик с песней Андрея Макаревича «Разговор с соотечественником». Там сочинская Олимпиада и последующие события описываются так:

«…планета нам рукоплескала,
Мы почти дотянулись рукою до звезд,
Тут нежданно шлея попадает под хвост,
Ну кому там чего не хватало?».

Корреспондент «Голоса Америки» расспросила нескольких российских экспертов о том, как они оценивают итоги XXII Зимних Олимпийских игр через год после их начала.

«Только время рассудит»

Российских биатлонист Дмитрий Васильев, чемпион олимпийских игр в Сараево и в Калгари в числе главных достижений Сочи отмечает победу российской сборной, на которую, по его словам, мало кто рассчитывал: «Эксперты делали самые оптимистичные прогнозы по поводу четвертого общекомандного места. В итоге – мы выиграли. Это, конечно – величайший успех, хотя и неожиданный», – подчеркивает Васильев.

Наибольшим олимпийским разочарованием он считает отсутствие российской сборной по хоккею в финале. Настоящими открытиями игр стали российские чемпионы иностранного происхождения – Виктор Ан и Виктор Уайлд: «Конечно, о таком можно только мечтать!», – считает биатлонист.

Дмитрий Васильев, который был на Сочинской олимпиаде с 7 по 23 февраля, считает, что игры были проведены на самом высоком уровне: «Получился самый настоящий праздник для людей. Мне, как человеку, которому есть с чем сравнивать, не приходится в этом сомневаться», – убежден двукратный чемпион.

Вместе с тем, он признает, что последующие события, которые, по словам Васильева «произошли по понятным причинам», «затмили фееричные победы российской сборной. И если бы не упоминания в последние дни о том, что она была, то наши успехи, и сама Олимпиада были бы отодвинуты на второй план, к сожалению», – согласен Дмитрий Васильев.

Говоря о больших финансовых затратах на сочинскую Олимпиаду (которые, по некоторым оценкам, составили $50 млрд), Васильев отмечает: «я думаю, только время скажет, стоило оно того, или нет. В любом случае, когда строятся новые объекты, инфраструктура и вообще поднимается весь регион в целом, мне кажется, это – во благо».

«Разрушение природы никого не волнует»

Между тем о том, что не пойдет во благо самому Сочи и всему региону в целом в результате строительства олимпийских объектов, еще задолго до начала игр предупреждали многие природозащитные организации.

То, что многие опасения оправдались в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» подтвердил заместитель координатора общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Дмитрий Шевченко.

«Тот ущерб, который был нанесен (природе региона – А.П.) никто и не думает никаким образом возмещать. Например, в отношении реки Мзымты, которая изуродована строительством дороги Адлер – Красная поляна. В результате долина реки просто была превращена в огромное месиво», – свидетельствует Шевченко.

По словам эколога, были вырублены уникальные самшитовые леса. Большие проблемы и в Имеретинской низменности, где расположился Олимпийский парк. «Там были самые лучшие пляжи на протяжении всего Большого Сочи, а сейчас они находятся под бетонными плитами, которые были положены с целью защиты от подтопления. Это было сделано без проектов, без должных изысканий и проработок, а сейчас эти береговые укрепления активно разрушаются, но решать эту проблему никто не хочет», – продолжает эксперт.

Кроме того, порт, построенный в устье реки Мзымты для перевалки олимпийских грузов, сейчас никак не используется, но его гидротехнические сооружения препятствуют выносу гальки из реки, что также создает дополнительные проблемы для черноморского побережья. Но о демонтаже порта речи также не идет.

Для озеленения олимпийской деревни из-за рубежа было ввезено большое количество декоративных растений. «Вместе с этим посадочным материалом в Сочи было завезено, по некоторым сведениям, около двадцати видов различных вредителей, из которых самой опасной оказалась привезенная из Испании так называемая “самшитовая огневка”, которая успела уничтожить самшит не только в черте самого Сочи, но и нанесла большой ущерб растениям на близлежащих территориях, – сетует эколог. – И теперь распространение этой огневки продолжается уже по всему черноморскому побережью, и даже в Краснодаре. То есть, это – очень серьезная проблема, решение которой также не ведется», – подчеркивает заместитель координатора «Экологической вахты по Северному Кавказу».

К этому можно добавить, что по данным Всемирного фонда дикой природы, в результате строительства олимпийских объектов было уничтожено около 3 тысяч гектаров леса редких для России пород, а также нарушены зимовья и миграционные пути нескольких видов животных, в числе которых кабаны, медведи и благородные олени.

«С точки зрения здравого смысла, это - ужасно»

Экономические итоги XXII Зимних Олимпийских игр год спустя после их открытия по просьбе корреспондента «Голоса Америки» оценил заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер.

Прежде всего, он отметил, что данный проект никогда не рассматривался с точки зрения окупаемости. «С момента выдвижения идеи лично Путиным, она всегда была чисто идеологической, и предполагалось, что денег будет потрачено столько, сколько нужно», – отмечает Евгений Гонтмахер. И в этом плане сочинскую Олимпиаду уместно сравнивать только с пекинской.

Все остальные Олимпиады рассматривались с точки зрения окупаемости, причем не только сиюминутной, но и долгосрочной, то есть, с учетом дальнейшего активного использования построенных спортивных объектов. При этом Гонтмахер напоминает: «Были случаи, когда некоторые города под давлением собственного населения отказывались от проведения Олимпиады. А в случае Сочи была использована модель, цель которой – показать всему миру, что “Россия встает с колен”, а как программа-максимум – что “Россия побеждает!”. В результате Россия действительно победила в командном зачете, но говорить о какой-то экономической целесообразности с самого начала было невозможно», – убежден эксперт.

Комментируя выкладываемые в соцсетях жителями Сочи фотографии, на которых фигурируют безлюдные улицы и пустые олимпийские объекты, Евгений Гонтмахер продолжает: «С точки зрения здравого смысла, это – ужасно. Были вложены большие деньги, и значительная часть из них просто выброшена на ветер. Но замысел Путина был осуществлен, внимание всего мира было приковано к этой Олимпиаде. А сейчас то, что происходит в Сочи, мне кажется, никого не интересует, кроме местных жителей. Ну, и, может быть, еще каких-то отдельных людей, которые не безразличны к ситуации в стране».

По мнению собеседника «Голоса Америки», во многих государствах мира такая растрата средств из собственного бюджета стало бы предметом парламентского расследования, и, в конце концов – наказанием виновных. «Но у нас это практически невозможно, и у депутатов нашей Думы, по-моему, даже мысли такой нет», – разводит руками Евгений Гонтмахер.

В конце беседы эксперт упомянул о грядущем Чемпионате мира по футболу-2018. В данном случае, по мнению Евгения Гонтмахера, необходимо будет учесть изменившуюся экономическую ситуацию: «Когда нет денег, то их нет. А то, что предполагается к Мундиалю, это – огромные траты. Уже прозвучали заявления, что надо экономить, надо тщательно следить за эффективностью вложения денег. Конечно, какие-то попытки в этом плане будут сделаны, например, вместо одного надзирающего их будет пятеро», - иронизирует экономист.

Впрочем, по мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений, этим все и ограничится: «Система принятия решений в России не подлежит никакой дискуссии или критике, и никакому пересмотру. Вообще страна, попавшая в такую экономическую ситуацию, как Россия, отказывается от такого рода больших и совершенно ненужных мероприятий. Но у нас этого не случится», – завершает свой комментарий Евгений Гонтмахер.

XS
SM
MD
LG