Линки доступности

Предвыборная борьба в Санкт-Петербурге: звенящая тишина?


Пока штабы «Яблока», «ПАРНАСа» и «Партии роста» выясняют отношения, парламентские партии ведут вялую агитацию

Агитационная кампания по выборам депутатов новых составов Государственной Думы и Городского Законодательного собрания проходит в Санкт-Петербурге почти незаметно. Четыре парламентские партии напоминают о себе лишь гигантскими постерами своих кандидатов, да бесплатными газетами, которые раздаются у станций метро и опускаются в почтовые ящики. При этом по количеству постеров явно лидирует «Справедливая Россия», а по газетам – «Единая Россия».

Три партии, которые относят к либеральному спектру – «Яблоко», «ПАРНАС» и «Партия роста» – напоминают о себе информационными сообщениями, которые рассылают по электронной почте пресс-секретари их петербургских отделений и наиболее активные кандидаты.

Так, сопредседатель местного отделения «ПАРНАС» Андрей Пивоваров выступил с обращением к начальнику ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергею Умнову с жалобой на бездействие сотрудников полиции. В качестве примеров Пивоваров привел два недавних эпизода: порчу билбордов кандидатов от партии и задержание троих «парнасовцев» в Полюстровском парке во время встречи с избирателями. При этом, двое из троих являются зарегистрированными кандидатами в Госдуму и Законодательное собрание и по закону имеют право вести агитационную работу.

Кандидаты от «Яблока» сообщают о том, что на их агитационные пикеты совершают нападения помощники депутата городского парламента Виталия Милонова, который также претендует на переизбрание.

Депутат Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский (претендующий одновременно на мандаты народного избранника в Думе и Заксобрании), сообщает о том, что от его имени в округе распространяются фальшивые листовки с призывом к избирателям перечислять деньги на его предвыборную кампанию. Кроме того, Вишневский пресек распространение листовок с фальшивой информацией по поводу кандидата в Госдуму от Партии народной свободы («ПАРНАС») Натальи Грязневич. Но подобный пример межпартийной солидарности – скорее исключение.

Так, кандидат от «Яблока» Андрей Давыдов обратился в суд с требованием об отмене решения о регистрации кандидата от «Партии роста» Ольги Галкиной, которая в настоящий момент является внефракционным депутатом Городского Законодательного собрания. Поводом для отмены регистрации, по мнению «яблочника», стало несоблюдение Галкиной требований о сдаче в Горизбирком всех необходимых документов.

Однако, суд ходатайство Андрея Давыдова не удовлетворил, и теперь уже представительница «Партии роста» просит избирательный штаб «Яблока» снять с выборов кандидата, подавшего на нее жалобу, отмечая, что «в противном случае партия будет ассоциироваться с этой провокацией».

Возвращаясь к «Партии народной свободы», следует отметить, что сейчас в городе на Неве действует два предвыборных штаба «ПАРНАС». Размежевание между петербургскими «парнасовцами» произошло после того, как второе место в федеральном списке занял саратовский видеоблогер Вячеслав Мальцев.

Государственная Дума как большая круглая резиновая печать

Доцент факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета Александр Шерстобитов считает, что отличительной чертой нынешней избирательной кампании в городе как раз и является ее незаметность. При этом эксперт полагает, что какое-то движение и возможные неожиданные повороты кампания обретет в сентябре, «когда большинство граждан вернутся из отпуска и начнут работать, и, соответственно, большинство кандидатов от партий, так или иначе, активизируются».

Пока же предвыборная ситуация в Санкт-Петербурге, по мнению Шерстобитова, характеризуется «звенящей тишиной».

Член Совета по внешней и оборонной политике РФ, президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев объясняет складывающуюся ситуацию так: «Прежде всего, надо помнить, что избирательная кампания начинается на следующий день после того, как заканчиваются предыдущие выборы.

А в России пять лет с момента предшествующих выборов проходят незаметно, потому что большинство политических партий не имеют более-менее равноценного доступа к средствам массовой информации для разговора с избирателями», – отмечает Цыпляев.

И то, что на агитацию отводится всего один месяц, причем – август, когда многие люди находятся в отпусках, не может компенсировать партиям, не попавшим в прошлый состав Госдумы, пятилетнего молчания.

Деятельность депутатов нескольких предыдущих созывов привела к тому, что в сознании большинства российских избирателей Государственная дума, по образному выражению Сергея Цыпляева, «ассоциируется с большой круглой резиновой печатью, которая механически штампует решения, подготовленные в структурах исполнительной власти».

«Если же посмотреть на полномочия, то именно парламент является наиболее сильным органом государственной власти, поскольку именно он принимает законы и принимает бюджет», – напоминает эксперт в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки». И добавляет, что малая эффективность законодательных органов власти приводит к тому, что отношение к выборам в российском обществе – довольно скептическое, «и по поводу предстоящих выборов нет ожиданий, что они являются судьбоносными, решающими, и поэтому интерес к ним не очень велик. Пока он носит характер внутриэлитной борьбы, только-только начинается разговор с избирателями. Но на этой короткой дистанции мало партий сумеют донести до людей свою программу и свои идеи», – считает президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев.

Борьба за избирателя, который традиционно остается дома

Тему «внутриэлитной борьбы» собеседник «Голоса Америки» продолжил следующим образом: «Наша общенациональная проблема – неумение договариваться и самоорганизовываться. Но очень похожим образом события развивались и во время праймериз “Единой России”, где характер внутривидовой борьбы достигал невероятного накала – со скандалами, вбросами, выламыванием дверей, обвинениями в подкупах и подтасовках, и так далее», - напоминает он.

А на праволиберальном фланге процесс внутривидовой борьбы, по мнению Цыпляева, «не будет останавливаться до самого последнего момента, к сожалению. Поскольку взаимное поедание ни к чему хорошему не приводит. Это происходит не в первый раз, и борьба за узкую группу избирателей оборачивается тем, что партии концентрируются не на том, что их объединяет – а у них очень много общего – а на том, что их разъединяет, и где они могут “нанести пробоину ниже ватерлинии” конкуренту в одной и той же электоральной нише. А результат – чаще всего – аннигиляция всех участников этих скандалов», – подытоживает Сергей Цыпляев.

Политолог Александр Шерстобитов считает, что основная проблема «Яблока», «ПАРНАСа» и «Партии роста» в том, что «они играют на одном фланге и борются за одного и того же избирателя».

«Им нужно себя позиционировать себя как партии, представляющие интересы либерально мыслящей публики, и в этом смысле они конкурируют друг с другом, действуя локтями», – оценивает ситуацию Александр Шерстобитов.

Характеризуя предвыборный расклад партий, эксперт признает, что «электоральный потенциал у праволиберальных партий в Санкт-Петербурге есть, но из раза в раз большинство их избирателей остается дома».

При этом Шерстобитов допускает, что ожесточенная конкуренция на либеральном фланге побудит избирателей, разделяющих эти взгляды, прийти на выборы. «Но, скорее всего, голоса этих избирателей распылятся между тремя партиями, и каждая из них получит минимальные результаты на уровне статистической погрешности», - предрекает доцент факультета политологии СПбГУ.

И завершает свой комментарий для «Голоса Америки» словами: «честно говоря, конкуренция между парламентскими партиями в настоящее время не очень высока. Все знают, кто что примерно получит, и в других сегментах электорального спектра – помимо либерального – все понятно, поэтому партиям и кандидатам нет смысла заранее проявлять активность. Но непосредственно ко дню выборов, может быть, даже недели за две, начнется более явная предвыборная деятельность», – считает Александр Шерстобитов.

XS
SM
MD
LG