Линки доступности

Год Обамы: оценки из России


Президент США Барак Обама (архивное фото)
Президент США Барак Обама (архивное фото)

Российские американисты проанализировали итоги первого года второго президентства Барака Обамы

6 ноября 2012 года в США прошли 57-е выборы президента страны. За действующего президента Барака Обаму проголосовал 51% избирателей.

В канун первой годовщины второго президентского срока Барка Обамы корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила нескольких российских американистов дать оценку нынешнему состоянию двусторонних отношений.

«Перезагрузка»

По мнению заместителя директора Института США и Канады Российской академии наук Виктора Кременюка, Барак Обама относится к числу тех американских президентов, с которыми можно сотрудничать. «Это не означает, что с такими лидерами чувствуешь себя легко, – уточняет Виктор Кременюк, – но Обама – человек честный, и если он что-то говорит, то так оно и есть на самом деле».

Что же касается «перезагрузки американо-российских отношений», то, по мнению эксперта, «сама “перезагрузка” давным-давно скончалась, и было трогательно, но в то же время смешно, когда ее вдруг начали снова упоминать».

В то же время Виктор Кременюк не склонен переоценивать значение конфликта из-за бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена, попросившего убежище в России. «Сноуден – всего лишь эпизод. Который, конечно, позволяет Москве немного подразнить Америку, но не более того. Это не меняет ни сути существующих проблем, ни способов эти проблемы решать», – убежден замдиректора Института США и Канады.

Другой эксперт – председатель Совета Российской ассоциации историков-американистов, руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Владимир Согрин – оценил «перезагрузку» на «пять с плюсом».

«Большего в двусторонних отношениях добиться было невозможно. Обама отказался от идеи Буша-младшего продвижения демократии на постсоветском пространстве, он закончил войну в Ираке, пытается вывести войска из Афганистана», – перечисляет заслуги действующего американского президента Владимир Согрин.

Дамаск

В то же время Согрин считает серьезной ошибкой со стороны руководства США поддержку «арабской весны». По мнению Владимира Согрина, на Ближнем Востоке демократические процедуры действуют «в интересах радикального ислама. И, тем не менее, американцы активно продвигают там идею демократизации, и получается, что к власти приходят с помощью США режимы, которые ставят целью уничтожение либерально-демократической цивилизации в пользу ислама. Разве это не глупая позиция?», – задается вопросом председатель Совета Российской ассоциации историков-американистов.

Перейдя к ситуации в Сирии, Владимир Согрин предупреждает: «В результате свержения авторитарного режима, на его место придет гораздо более страшный и опасный для Америки человек, представляющий интересы “Аль-Кайды”». Из-за этого, напоминает собеседник «Голоса Америки», произошел конфликт между Бараком Обамой и Владимиром Путиным.

В последние недели в российской прессе были опубликованы статьи некоторых международных обозревателей, где утверждалось, что Путин помог Обаме «спасти лицо», предложив вместо нанесения ракетного удара по Сирии – уничтожение химического оружия.

Виктор Кременюк иначе оценивает ситуацию. По его словам, о «спасении лица» речи не идет: «Обама вполне мог нанести удар по Асаду – это в его полномочиях. И ничто не мешало ему это сделать. Другое дело, что здесь появился фактор, который значительно важнее и дороже, чем просто возможность нанести удар».

Теперь же, как считает Кременюк, Россия и США получили шанс совместно влиять на ситуацию в Сирии ненасильственным путем:

«Россия теперь перестает быть силой, противостоящей Вашингтону, и становится почти союзником (США). Потому что два государства начинают совместно решать проблему ликвидации химического арсенала Сирии и подготовки “Женевы - 2”».

Правительство РФ

Профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Александр Кубышкин считает, что отношения между Вашингтоном и Москвой за истекший год не только остались стабильными, но и несколько улучшились.

«Об этом говорят многочисленные диалоги между Джоном Керри и Сергеем Лавровым. Об этом говорит и тот факт, что российские премьер-министр и президент подтвердили готовность к плодотворному сотрудничеству с США», – напоминает Кубышкин.

Некоторые эпизоды, осложнявшие в течение года американо-российский диалог, эксперт склонен считать «маргинальными». В то же время, по оценке Александра Кубышкина, «дело Сноудена» активно используется Республиканской партией США для снижения рейтинга Барака Обамы внутри страны. Хотя, подчеркивает российский американист, «ситуация вокруг Сноудена во многом просто раздута».

Что же касается усилившихся за последний год антиамериканских настроений в России, то, по мнению профессора Кубышкина, они характерны не столько для российских властей и даже не для «простого народа», а для части российских СМИ, контролируемых некими политическими кругами, для которых выгодно усиление образа врага в лице США.

«В самом (российском) правительстве и в окружении президента ярых антиамериканистов нет. Сам Путин – не антиамериканист, он всегда являлся сторонником прагматического подхода к развитию российско-американских отношений», – убежден Александр Кубышкин.

А ведущаяся в течение нескольких последних лет полемика между двумя странами затрагивает, в основном, частные вопросы, не касаясь фундаментальных проблем, таких, как контроль за вооружениями.

Данная ситуация, по мнению Кубышкина, не изменится и за оставшиеся три года второго президентского срока Барака Обамы. «Я думаю, что у обеих стран есть естественное стремление поддерживать нормальные отношения, во всяком случае, не снижать планку», – отмечает эксперт.

Президент

Владимир Согрин считает, что ближайшие годы будут довольно сложными для внешней политики США. И поясняет: «Мир не приемлет порядка, основанного на господстве единственной сверхдержавы. Другое дело, что нет более-менее прочной альтернативы. Я считаю Обаму одним из наиболее сильных в интеллектуальном плане президентов США. Просто ему приходится действовать в гораздо более серьезных, чем прежде, условиях. И это требует от него гораздо более глубоких, интересных, прагматичных решений».
XS
SM
MD
LG