Линки доступности

НАТО возвращает сферу влияния


Йенс Столтенберг
Йенс Столтенберг

Североатлантический альянс усиливает свое присутствие в Балтии и бывших странах Варшавского договора

В шести странах НАТО недавно открылись военные координационные центры Альянса. Из этих стран три – Польша, Румыния и Болгария – во времена Холодной войны входили в возглавляемый Советским Союзом Варшавский договор. А три другие – Эстония, Латвия и Литва – в те же годы находились в составе СССР.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в этой связи отметил: «Сорок лет главной целью НАТО было обеспечение сдерживания в Европе. Холодная война закончилась, пала Берлинская стена, и вместо того, чтобы выйти из этого всего, мы сменили территорию влияния. А теперь мы возвращаемся».

Что означает усиление присутствия Североатлантического альянса в странах Восточной и Центральной Европы для укрепления обороноспособности этого региона? И способен ли Альянс отразить внешнюю агрессию? Ведь сам Йенс Столтенберг, не называя конкретно наиболее вероятного противника, заметил: «Что нам нужно в Европе, так это более мощные и обеспеченные по последнему слову военного дела войска для коллективной безопасности, а также возможности для проведения более дорогих и мощных операций, чем это было в Афганистане».

«Россия нарушает Венский документ»

Научный сотрудник Международного Центра обороны и безопасности в Таллинне Калев Стоицеску напомнил, что главной задачей НАТО является совместная оборона входящих в Альянс стран. После окончания холодной войны и распада СССР страны блока посчитали, что опасности с Востока больше нет, и начали разоружение. Причем, процесс сокращения численности армии коснулся и тех западных стран, которые в НАТО не входят – Швеции и Финляндии.

«Даже после войны в Грузии, – продолжает Калев Стоицеску, – страны НАТО не решились усилить оборону на своем восточном фланге. Наоборот, такие страны, как Франция и Германия пытались как можно скорее восстановить отношения с Россией по принципу “business as usual”, как будто ничего не случилось».

В то же время сама Россия приняла масштабную программу вооружения и стала проводить крупные военные учения (такие, как “Запад 2009”) по нескольку раз в году. Эстонский эксперт отмечает, что одновременно в России значительно усилилась антизападная риторика, а военные учения показывали намерения Москвы быть готовой к наступлению на Европу, и в первую очередь – на страны Балтии.

В этой связи независимый военный аналитик Павел Фельгенгауэр в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» отметил, что, проводя подобные учения, Россия нарушает подписанный ею «Венский документ по мерам доверия». Это соглашение было заключено всеми странами-участницами ОБСЕ в 1990 году, и впоследствии трижды обновлялось «Начиная с того момента, как министерство обороны возглавил Шойгу, эти учения носят характер внезапной проверки, которые, естественно, нарушают доверие. Поскольку, с одной стороны, это, действительно может быть проверка, а с другой – начало агрессии», – поясняет Павел Фельгенгауэр.

В соответствии с этими договоренностями, существует ряд строгих ограничений. Например, нельзя проводить масштабные учения с привлечением более 40 000 военнослужащих чаще, чем раз в три года. В то время, как Россия, по оценке эксперта, проводит их три-четыре раза в год. «Кроме того, о них нужно предупреждать за год с лишним. Ни того, ни другого Россия не делает. Правда. Стали проводить брифинги для иностранных атташе, но это все равно нарушает Венские соглашения», –подчеркивает Павел Фельгенгауэр. И заключает, что ни о каком доверии в такой обстановке говорить не приходится.

«У Эстонии есть право на обеспечение своей безопасности»

В свою очередь, продолжил Калев Стоицеску, страны НАТО после аннексии Крыма и военных действий в Донбассе просто не могли придерживаться прежней линии поведения. Поэтому единогласно было решено усилить оборону стран, непосредственно граничащих с России, или находящихся вблизи ее западной границы. При этом, по мнению эксперта Международного Центра обороны и безопасности, это усиление носит в основном, символический характер: «До сих пор союзники направили в эти страны больше флагов, чем военных сил средств», - иронично замечает он.

«Если Россия возобновит военные действия в Донбассе, или будет пытаться дестабилизировать обстановку в Украине путем провокаций, нам будет понятно, что растет и угроза по отношению к странам Балтии, и нужно будет предпринимать серьезные шаги со стороны НАТО для обеспечения безопасности всех участников Альянса», - подчеркивает Стоицеску.

И напоминает, что НАТО является оборонительным союзом, и его укрепление в Восточной Европе не несет никакой военной угрозы восточному соседу. «Как может одна пехотная рота в 150 человек представлять опасность для России?», - приводит пример Калев Стоицеску.
«У нас, – продолжает он, – есть право на обеспечение своей безопасности путем укрепления обороноспособности, даже если президенту Путину это не нравится».

«Возврат доверия и возобновление нормальных взаимоотношений станет возможным, если в Кремле будут уважать суверенное право Украины на осуществление своего выбора и поймут, что уважение территориальной целостности принципиально важно не только для России, но и для других стран!», – отмечает собеседник «Голоса Америки».
Кроме того, по мнению Калева Стоицеску, Москве «необходимо заканчивать истеричную антизападную пропаганду и прекратить явно враждебные крупные военные учения».

«Но я, к сожалению, не вижу, что президент Путин в состоянии предпринимать такие шаги, наоборот, он настроен явно конфронтационно. В таком случае, и у нас нет другого выбора, кроме как быть готовыми к тому, чтобы защитить себя», – подытоживает Научный сотрудник Международного Центра обороны и безопасности в Таллинне Калев Стоицеску.

«Североатлантический Альянс гарантирует защиту»

В усилении присутствия НАТО заинтересованы и две другие страны балтийского региона – Латвия и Литва. Президент Литовской Республики Даля Грибаускайте отметила, что создание логистических центров Альянса в регионе «дает четкий сигнал, что ни одного из членов НАТО не оставят в одиночестве».
А посол Латвии в НАТО Марис Риекстиньш недавно с озабоченностью сказал: «Если мы не будем вкладывать в свою защиту, мы не только себя обманем, но и создадим себе угрозу».

В этой связи позиция стран Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) выглядит не столь согласованной. Как отметил в комментарии для «Голоса Америки» директор находящегося в Венгрии Геополитического института исследований России и Центральной Азии (PAGEO) Антон Бендаржевский, Польша, а также находящаяся вне этого форума Румыния «больше всего задействованы в операциях НАТО и в поисках решений о защите и безопасности региона». Что подтверждается размещением вновь созданных логистических центров Североатлантического альянса именно в этих странах.

Что же касается Венгрии, то, согласно оценке Антона Бендаржевского, для этой страны «роль НАТО очень важна, поскольку Североатлантический альянс гарантирует защиту», но при этом никаких дополнительных действий власти в Будапеште предпринимать не спешат. Хотя, по мнению эксперта, эта подвешенная ситуация понемногу меняется, и если конфликт России с Западом не пойдет на спад в ближайшее время, венгерские власти будут вынуждены занять более определенную позицию в отношении потенциальной российской угрозы.

В июле этого года появились сообщения о создании натовской базы вблизи венгерского города Тата. Правда, она будет предназначаться лишь для хранения военной техники, а размещения там постоянного воинского контингента не планируется. Кроме того, есть информация о том, что осенью НАТО намеревается организовать военный конвой, маршрут которого будет пролегать из Германии в Венгрию. Раньше Венгрия в подобных операциях не участвовала, теперь же венгерская армия примет участие в совместных военных учениях по окончании марш-броска.

Антон Бендаржевский также сообщает, что в начале ноября должно быть принято решение о создании военных баз в странах Центральной и Восточной Европы, входящих в Альянс. При этом, премьер-министр Словакии Роберт Фицо, которого относят к условным «друзьям Кремля», выступает против размещения такой базы на территории своей страны. В то время, как более ориентированный на евроатлантические связи президент Словакии Андрей Киска в прошлом году сам начал переговоры с НАТО о создании военной базы возле города Попрада, что находится у подножья Высоких Татр. Но, как указывает в заключение Антон Бендаржевский, «на данный момент в Словакии такой проект не обсуждается».

XS
SM
MD
LG