Линки доступности

Реакция Литвы на новую версию «Клеветникам России»


Витаутас Ландсбергис
Витаутас Ландсбергис

Литовские эксперты не согласны с утверждением, что их страна идет «антироссийским курсом»

В Литве опровергают заявления главы российского МИД Сергея Лаврова о том, что эта страна является «самым агрессивным русофобским ядром» блока НАТО, и о том, что она, «используя принцип консенсуса» заставляет Североатлантический альянс «идти по устойчивому антироссийскому курсу».

В интервью шведской газете Dagens Nuheter Сергей Лавров, в частности, припомнил события, предшествовавшие вступлению в Альянс ряда восточноевропейских стран: «Мы у наших натовских коллег спрашивали, зачем они хотят принимать Прибалтику. Нам отвечали, что у них (Литвы, Латвии и Эстонии – А.П.) сохранились всякие фобии еще с советских времен и периода Первой мировой войны… В альянсе выражали понимание, что современная Россия для них никакой угрозы не представляет, но у них, мол, психология такая: их примут в НАТО и они успокоятся, все будет мирно, конструктивно и только поможет развивать добрые отношения… Их приняли в НАТО, но никакого успокоения не пришло, особенно к нашим литовским соседям», – подчеркнул Лавров.

«Русофоб» и «кремлефоб» – не одно и то же

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс отреагировал на это заявление следующим образом: «Я бы предложил коллеге Сергею Лаврову не искать врагов, что уже стало традицией. Мы уважаем русскую культуру, мы проводим мероприятия, на которые приезжают интеллектуалы, журналисты, писатели, политологи. Слово “русофоб” здесь совершенно не годится, если бы было такое слово, как “кремлефоб”, то я бы согласился, потому, что мы отделяем Россию от нынешней политики ее властей», – приводит слова Линкявичюса интернет-портал Delfi.lt

С этими словами главы МИД Литовской Республики согласен российский политэмигрант Даниил Константинов. Он относится к числу умеренных националистов, в России по сфабрикованному делу обвинен в убийстве и провел в камере предварительного заключения два с половиной года. После того как уголовное дело против него, фактически развалилось, был освобожден и через некоторое время перебрался в Литву.

Комментируя по просьбе «Голоса Америки» слова Сергея Лаврова о Литве, как «самом русофобском государстве НАТО», Константинов, прежде всего, обращает внимание: «здесь следует различать отношение к российскому государству и отношение к русским».

«Отношение к российскому государству со стороны литовского государства, действительно, скорее, враждебное, – говорит политэмигрант. – Власти Литвы пытаются по максимуму застраховаться от российского вторжения, углубляя отношения с Западом, и выступают как бы форпостом западного мира против российской экспансии. Так это подается. При этом простые люди в большинстве своем относятся к России совершенно нормально. Многие ведут или вели бизнес с Россией, у многих в России родственники».

Далее Константинов отмечает: «Отношение к русским, на мой взгляд, здесь вполне лояльное. Я не заметил никакой неприязни или попытки ущемить меня или кого-то из моих русских знакомых по национальному принципу. Русский язык свободно используется и русскими, и литовцами, существует русская пресса, есть русские школы. Сами литовцы с удовольствием говорят по-русски, если хотя бы немного владеют русским языком. Поэтому я бы не сказал, что Литва – русофобская страна».

Почему Литва могла позволить себе роскошь «нулевого варианта»

Кстати, в интервью Dagens Nuheter, желая немного смягчить тон, Сергей Лавров припомнил историю взаимоотношений России со странами Балтии в период сразу после восстановления ими государственной независимости. «У нас были проблемы, которые мы решали исключительно дипломатическим путем, например, с Латвией и Эстонией, где огромная доля населения не получила права граждан, – привел пример Лавров. И продолжил – В Литве гражданство получили все. Поэтому к литовцам у нас вообще никаких вопросов не было».

Историю с предоставлением гражданства Литовской Республики по так называемому «нулевому варианту» помнит и Витаутас Ландсбергис, который в то время был председателем Сейма Литвы. Согласно этому варианту, гражданином страны мог стать любой ее житель, независимо от его национальности и от сроков проживания на территории Литвы. О своем выборе человеку следовало лишь заявить по месту жительства.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Витаутас Ландсбергис оценивает тогдашние события следующим образом: «У нас не было больших проблем с русскими гражданами Литвы. Неизвестно, как будет впредь, но тогда мы полагали, что они – лояльные граждане, что им нравится быть европейцами, а Литва предоставляла им такую возможность. И мы радовались этому».

«У русских зачастую хорошее положение в обществе, у них есть профессия, есть бизнес. Конечно, у них есть связи с российским коррумпированным бизнесом, но ведь и другие – тоже не без греха», – вспоминает Витаутас Ландсбергис.

Сравнивая тогдашнее положение в своей стране с тем, в котором оказались Латвия и Эстония, он считает: «Я не знаю, был ли “нулевой вариант” единственно верным, но тогда это выглядело более разумно в нашей ситуации. Мы могли себе позволить эту роскошь. Мы никогда не гордились тем, что мы лучше латышей или эстонцев, которые оставили ограничение на гражданство. Потому что я не уверен, что бы мы решили, имея 40% не литовцев, или просто русских», – отмечает Ландсбергис.

Нынешнюю агрессивную российскую пропаганду собеседник «Голоса Америки» называет экзаменом для граждан Литвы русского происхождения. «Я об этом писал и говорил, когда где-нибудь в Клайпеде начинали проводить опросы и собирать подписи о переделе территории и изменении границ. Благо, не много людей пошли на это – мозги еще есть. Но подобные попытки еще будут», – предупреждает Витаутас Ландсбергис.

«Россия пытается расколоть единство балтийских стран»

Даниил Константинов обращает внимание на то, что российские власти предпочитают не замечать нарушения прав русскоговорящего меньшинства в странах Центральной Азии. По его мнению, это наглядно показывает нам, что под “русофобией” в Кремле понимается исключительно противодействие политике российского государства, а не реальное ущемление прав русских или русскоязычных граждан бывшего СССР.

«Поэтому с Литвой российское государство “воюет”, но среднеазиатских партнеров никто не трогает», – подмечает Константинов.

Литовский политолог Нериюс Малюкявичюс считает, что риторика главы российского МИД – лишь продолжение давней традиции: «Еще во времена Российской империи можно найти такие интеллектуальные конструкции — достаточно вспомнить тексты Тютчева или того же Пушкина с его стихотворением “Клеветникам России”. Этот образ сейчас вновь воспроизводится», – приводит слова Малюкявичюса Delfi.lt

А профессор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Томас Янелюнас подчеркивает, что нападки на Литву со стороны российских официальных лиц связаны с принципиальной политикой Вильнюса по многим мировым проблемам.

«Литовские представители, – особенно президент Грибаускайте, а также министр иностранных дел господин Линкявичюс – являются довольно часто цитируемыми спикерами в международной прессе. Они не скрывают свою позицию по поводу агрессивных действий России, и активно высказывают ее в различных социальных сетях, вроде Twitter. Причем, делают это даже чаще, чем политики Латвии, Эстонии или Польши. И я думаю, что из-за этого их замечает, в том числе и господин Лавров», – рассказал Янелюнас в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

Политолог отмечает, что стремление посеять раздор между странами Балтии, выделяя среди них наиболее враждебную, является довольно частой российской практикой. «Хотя бы на уровне риторики Россия пытается расколоть единство балтийских стран. Потому что, по крайней мере, в политическом смысле все три балтийские страны очень часто, если не всегда, имеют одинаковую позицию по поводу действий России, а также по ряду вопросов внутри Европейского Союза или НАТО.

Поэтому выделение Литвы, как в данном случае, это тактический шаг со стороны России», – полагает Томас Янелюнас. И подытоживает, что в последнее время Россия начинает портить отношения со всеми странами по периметру своей границы.

XS
SM
MD
LG