Линки доступности

Безопасность Литвы: контекст и реалии


Президент Литвы Даля Грибаускайте
Президент Литвы Даля Грибаускайте

Интервью президента Дали Грибаускайте журналу Spiegel и его интерпретация в российской прессе – в комментариях литовских экспертов

Президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью немецкому изданию Spiegel Online затронула тему безопасности своей страны.

По ее словам: «Если мы покажем, что хотим и можем защитить себя, на нас никто не нападет. Мы должны быть готовы ментально, политически, технологически, сердцем и душой. Российские войска на границах стран Балтии и Польши в десять раз сильнее войск НАТО». Отвечая на вопрос немецкого журналиста, насколько велика, по ее мнению, вероятность нападения России на Литву, Грибаускайте отметила: «Угроза велика, если мы не будем готовы к обороне».

На прошлой неделе в государствах Балтии вспоминали о тех своих соотечественниках, которые были депортированы солдатами НКВД в Сибирь за несколько дней до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

Об этой трагической странице литовской истории Даля Грибаускайте также вспомнила в интервью немецкому изданию. В частности, она сказала: "Молодое поколение готово защищать свою страну. Мы совершили большую ошибку, не сделав этого еще в 1940 году, когда Красная Армия вступила в Литву и оккупировала ее. Это закончилось геноцидом. Мы потеряли почти 15% нашего населения, многие были депортированы в советские трудовые лагеря. Мы должны были бороться. Мы больше никогда не совершим такую ошибку».

Президент Литвы также упрекнула страны «старой Европы» за то, что они проводят слишком мягкую политику в отношении Кремля. «Только когда на них нападают, и они понимают, что Россия вмешивается в их интересы, шпионит за ними или манипулирует их выборами, они просыпаются», – сказала Грибаускайте. И добавила: «Мы знаем, что не можем доверять России».

Позицию России в отношении Литвы, в основном, высказывает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Еще в 2016 году в интервью шведской газете Dagens Nyheter Лавров так охарактеризовал литовские власти: «Сейчас они являются самым агрессивным русофобским ядром, которое заставляет НАТО, используя принцип консенсуса, идти по устойчивому антироссийскому курсу». Говоря о балтийских странах в целом, глава российского МИД подчеркнул: «Их приняли в НАТО, но никакого успокоения не пришло, особенно к нашим литовским соседям».

Между тем, в Литве, Латвии, Эстонии и Польше весьма обеспокоены российскими военными приготовлениями, сказывающимся, в частности, в усилении военного присутствия в Калининградской области и проведением совместных с Беларусью учениями «Запад».

В четверг, 21 июня, главнокомандующие вооруженными силами Литвы и Польши провели в Варшаве встречу, на которой обсуждались противовоздушная оборона и защита Сувалкского коридора.

«Литва не имеет никакого наступательного вооружения»

Член Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы Арвидас Анушаускас по просьбе корреспондента Русской службы «Голоса Америки» прокомментировал некоторые фрагменты интервью литовского президента изданию Spiegel Online. Прежде всего, Анушаускас заметил, что высказывания Дали Грибаускайте вовсе не были резкими, просто она «посмотрела в глаза реальности» и «изложила факты».

«А реальность такова, что, действительно, военная угроза со стороны России существует, и мы должны быть готовы к тому, что, например, руководство России может, как говориться, взяться и за политику каких-нибудь военных провокаций».

По словам депутата Сейма, Литва готовится к такому варианту событий, и ввиду очевидной решимости страны дать отпор возможной агрессии, опасность «военных провокаций», по крайней мере, не увеличивается. «И я думаю, что президент Грибаускайте именно в этом контексте хотела сказать, что опасность существует, но и готовность Литвы противостоять этой опасности тоже должна быть на необходимом уровне», – отметил Арвидас Анушаускас.

Упомянув встречу главкомов Литвы и Польши в Варшаве, литовский парламентарий отметил: «И на этой встрече, и раньше мы, как и все наши соседи и союзники, постоянно говорим об обороне, о защите своих стран. Кстати, Литва, как и другие балтийские государства, не имеет никакого наступательного вооружения. У нас нет танков, ударной авиации и так далее. Мы имеем в виду лишь защиту наших границ, в том числе и на участке Сувалкского коридора, который стратегически важен для нас и наших союзников. И мы ни в какой мере не переступаем ту черту, за которой можно было бы говорить о каких-то угрозах в отношении России», – сказал Арвидас Анушаускас. И, подытоживая, добавил, что Литва готова к любым пропагандистским нападкам со стороны восточного соседа.

«Интервью было не только о российской угрозе»

Другой собеседник Русской службы «Голоса Америки»– литовский военный обозреватель Вайдас Сальджюнас – начал с того, что России и Западный мир, по его мнению, живут в условиях «Второй Холодной войны», когда угрожающая риторика может обернуться более серьезными последствиями. «Как в 2014 году мы увидели, что эта риторика превратилась в реальные действия», – привел пример литовский эксперт.

Говоря о встрече в Варшаве, Вайдас Сальджюнас отметил, что модернизация ПВО является одним из приоритетов как для Польши, так и для Литвы. «И то, что в риторике Москвы появятся высказывания в духе того, что эта встреча – еще одно проявление “русофобии” или еще одна “антироссийская вылазка” – в этом для Польши и Литвы не будет ничего нового. Мы занимаемся своими оборонными делами, а Россия занимается своими, так сказать “пенсионными” делами», – с иронией отметил Вайдас Сальджюнас. И продолжил: «Но если вспомнить учения “Запад”, то видно, что именно российские войска отрабатывали интенсивные действия. А закончившиеся здесь учения “Saber Strike” были призваны защитить страны Балтии и отстоять их независимость. То есть, показать: если что, то они будут защищаться».

Перейдя к интервью президента Литвы изданию Spiegel Online, Сальджюнас отметил, что этот материал вызвал бурную реакцию российских СМИ. «Там были заголовки о том, что Грибаускайте предупреждает, что война неизбежна, что придет русская армия и так далее. Однако, нужно четко посмотреть, что же она сказала на самом деле. А она сказала, что да, угроза велика, но…

И вот то, что было после этого “но” было очень важно. Так вот, в российских заголовках того, что Грибаускайте говорила после этого “но” – не было. Но в тексте ответы на вопросы были процитированы полностью, потому что интервью было не только о российской угрозе, но и о многом другом. Так вот, почему было важным то, что Грибаускайте сказала после “но”. Потому что она указала: если мы поймем все, если мы примем необходимые меры, то никто на нас нападать не будет, никто нас не оккупирует, и 40-е годы не повторятся.

А по поводу критики Запада, на счет того, что он “только проснулся”, так ведь и вопрос был: наивен ли Запад в отношении России? И она опять сказала: “да, но…”. И это “но” заключалось в том, что люди на Западе теперь видят, что Россия вторгается в другие государства, вмешивается в выборы. И как результат, учения “Saber Strike”, в которых принимали участие на только члены НАТО, но также Финляндия и Швеция, показывают, что страны Балтии были правы в отношении России», – заключает Вайдас Сальджюнас.

Кстати, в четверг, 21 июня поступили сообщения о том, что по инициативе Литвы девять стран Европейского Союза пришли к соглашению о необходимости создания кибернетических сил быстрого реагирования. Об этом сообщил министр обороны республики Раймундас Кароблис. В начале следующей неделе соответствующее соглашение в Люксембурге подпишут Литва, Эстония, Хорватия, Нидерланды и Румыния, а Франция, Испания, Польша и Финляндия присоединятся до конца текущего года. Бельгия, Греция, Словения и Германия будут участвовать на правах наблюдателей.

В конце прошлой недели президент Литвы в своем годовом обращении подчеркнула важность общеевропейской интеграции: «только объединив усилия в областях военной, энергетической, кибернетической и экономической безопасности, мы будем чувствовать себя сильными», –отметила Грибаускайте.

XS
SM
MD
LG