Линки доступности

Упреждающие аресты оппозиции в Санкт-Петербурге


Андрей Пивоваров (архивное фото)
Андрей Пивоваров (архивное фото)

Власти отправляют в спецприемники тех, кто, по их мнению, может возглавить протесты в день выборов и после них

В Европейский суд по правам человека подана жалоба на административный арест координатора петербургского отделения «Открытой России» Андрея Пивоварова. По мнению подателя жалобы – адвоката Сергея Голубка, его подзащитный был арестован «не из-за того, что он совершил какое-то нарушение, а для того, чтобы изолировать его на период перед днем голосования».

Напомним, формальным поводом для задержания и ареста Пивоварова стало его участие в акции 28 января в поддержку «Забастовки избирателей».

Кроме координатора «Открытой России» в последние недели арестам в Санкт-Петербурге подверглись: руководитель местного штаба Навального Денис Михайлов (55 суток), гражданские активисты Артем Гончаренко (25 суток), Дарья Мурзалиева (15 суток), Илья Гантварг, Александр Кирпичев, Виктор Черкасский, Екатерина Шлихта (по 10 суток) и Сергей Беляев (7 суток).

За исключением Мурзалиевой и Шлихты, все они фигурируют в списке Центра «Э», составленном 29 января на основе видеоматериалов, сделанных накануне во время массовой акции протеста. Всего в списке упомянуты 20 гражданских активистов, семеро из которых уже находится под арестом.

Аресты проходили «в антиконституционном порядке»

Задержания фигурантов списка, суды над ними и последующие приговоры проходили по одному сценарию. Молодых людей задерживали при выходе из дома или в метро, затем отвозили в полицию, где составляли протокол по факту участия «в несанкционированной акции 28 января». После чего либо оставляли в участке на ночь, либо отвозили в суд, где уже по окончании рабочего дня проводили судебное заседание. По мнению депутата городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, все это происходило «совершенно в антиконституционном порядке, поскольку у нас – открытое судопроизводство». Вечером же в здание суда не пускали никого, включая местных депутатов и адвокатов обвиняемых. И лишь вмешательство городского уполномоченного по правам человека Александра Шишлова заставило охранников суда допустить защитников к гражданским активистам.

«И дальше, в таком военно-полевом режиме выносились решения о штрафах и административных арестах», – рассказал Вишневский в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

«Я это расцениваю, как организованную кампанию политических преследований в Петербурге, как стремление изолировать часть политических активистов на 18 марта, поскольку очевидно, что сроки арестов выбирались из соображения, чтобы эти люди были под арестом в этот день. То есть, это – стремление напугать людей, которые могут быть недовольны ходом выборов и их результатом, выйти на улицы и провести какие-то публичные акции», – считает Борис Вишневский.

«Суды перестали изображать даже видимость объективности»

С этим согласен и координатор молодежного движения «Весна» Богдан Литвин, который опубликовал список Центра «Э» на своей странице в FB. Кстати, участники «Весны» провели 11 марта акцию: прошли по одной из центральных улиц города в тюремной униформе с номерами заключенных и табличками, где были указаны их имена и фамилии с добавлением «арестовать к 18 марта». Среди участников акции был арестованный на следующий день Илья Гантварг.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Богдан Литвин он отметил, что правоохранители вышли за рамки списка центра «Э»: «Сейчас не очень ясно, кто еще может быть арестован, потому что происходят задержания ребят, которые в этом списке не были. Но повод у всех один – участие в акции 28 января. Хотя аресты стали проводиться больше месяца спустя. Наверно, это происходит специально».

Член политсовета петербургского отделения «Партии народной свободы» Вадим Суходольский дал Русской службе «Голоса Америки» более развернутый комментарий. Он также считает, что аресты политических и гражданских активистов напрямую связаны с голосованием 18 марта, которое, по мнению Суходольского, «нельзя назвать демократическими выборами президента».

Чиновники и силовики боятся протестов рассерженных “как-бы выборами” петербуржцев».

«Так как это неполноценные выборы, то они вызывают недовольство значительного числа людей, – продолжает “парнасовец”. – Чиновники и силовики боятся протестов рассерженных “как-бы выборами” петербуржцев».

Вадим Суходольский отмечает, что его «неприятно удивило, что суды перестали изображать даже видимость объективности. Ходатайства адвокатов не рассматриваются вовсе, а решения судов копируют друг друга, как будто по инструкции. Одинаковые сроки ареста (10 или 25 суток), одинаковые суммы штрафа. Масштаб арестов, счёт которых идёт на двухзначные числа говорит, что наших глазах в Петербурге разворачивается агрессивная кампания, которая подпадает под термин "репрессии"».

В заключение собеседник Русской службы «Голоса Америки» подчеркивает, что по его мнению, за последними репрессиями в отношении оппозиционеров стоят федеральные власти. «Так как подобный же "арестный список" Центра Э появился в Нижнем Новгороде и там тоже оппозиционеров сажают перед 18 марта на 20 суток – уже 4-х человек осудили. Общая технология, как по инструкции, судя по всему спущенной из Москвы», - полагает Суходольский.

«Не проголосовавшим будет нечего защищать»

Борис Вишневский, в свою очередь, отмечает, что городская администрация и руководство силовых ведомств опасаются возможных волнений не только в день голосования, но и акций протеста на другой день, когда будет официально объявлено о результатах «народного волеизъявления».

И напоминает, что подобная акция состоялась в Санкт-Петербурге перед Мариинским дворцом 5 марта 2012 года, на следующий день после избрания Владимира Путина на первый шестилетний срок.

«На мой взгляд, власти сейчас делают все, чтобы возможные протесты заранее нейтрализовать, отправляя под арест часть активистов»

«Я был тогда и среди участников, и среди задержанных. Фотография моего задержания на этой акции до сих пор висит у меня в кабинете на стене. Поэтому я очень хорошо помню ту ситуацию и те настроения», – делится воспоминаниями депутат.

«На мой взгляд, власти сейчас делают все, чтобы возможные протесты заранее нейтрализовать, отправляя под арест часть активистов», - продолжает он.

На уточняющий вопрос, удастся ли власти, по его мнению, достичь поставленной цели, Вишневский отвечает:

«Трудно сказать. Честно говоря, я не считаю, что будут какие-то массовые протесты против этих выборов. На мой взгляд, куда более массовым явлением, к сожалению, является апатия, равнодушие и нежелание людей в этих выборах участвовать, что я считаю совершенно неправильным. И те люди, которые не отдали свой голос, они не пойдут его защищать – им защищать нечего».

XS
SM
MD
LG