Линки доступности

Cанкт-Петербург помнит о жертвах терактов 11 сентября


Пикет около Генконсульства США в Питере в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года
Пикет около Генконсульства США в Питере в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года

Правозащитники и политики-демократы говорят о солидарности с народом США. Эксперты пытаются разобраться в причинах роста антиамериканских настроений в России

«Помним и скорбим», «Терроризм – угроза всему человечеству», «Антиамериканизм – позор России» – под такими лозунгами петербургское отделение движения «Солидарность» провело 11 сентября санкционированный пикет в память о жертвах терактов, которые произошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и в штате Пенсильвания в этот день десять лет назад.

Член правления петербургского общества «Мемориал», бывший политзаключенный Вячеслав Долинин пришел к генеральному консульству США с плакатом, на котором было фотоизображение пожара в небоскребах Всемирного торгового центра и надпись «Это случилось с нами»!

Вот как пояснил Долинин корреспонденту «Голоса Америки» смысл плаката: «Мы – человечество, одна единая семья. То, что произошло в Америке 10 лет назад, еще может произойти и в других частях планеты. Потому что дикость, варварство, терроризм – не отступают». Вячеслав Долинин вспоминает, как в ночь с 11 на 12 сентября 2001 года у стен американского генконсульства в Санкт-Петербурге возникла «целая гора цветов, и множество зажженных свеч». А вот десять лет спустя почтить память жертв чудовищного теракта к зданию дипломатической миссии США пришло сравнительно немного петербуржцев.

Корреспондент «Голоса Америки» подошла к двум женщинам, принесшим букеты к дому № 15 на Фурштатской улице, на фасаде которого в этот день государственный флаг США был приспущен. Ими оказались американские гражданки, мать и дочь, которые не стали называть своих имен, сказав лишь: «Для нас это – общечеловеческое событие, вне зависимости от политических убеждений, национальности, вероисповедания и так далее. Это тот день, который, час за часом, навсегда запечатлелся в памяти. Кроме того, это повод помянуть тех, кто отдал свою жизнь в результате этого абсолютно бессмысленного теракта».

«Нужно отличать политику властей от поведения народа»

Автор репортажа встретилась также с несколькими экспертами, чтобы выяснить, как на протяжение последнего десятилетия менялось отношение к событиям, вошедшим в историю, как «9/11».

Бывший главный директор по технологиям газеты “The New York Times”, а ныне преподаватель Нью-Йоркского и Йельского университетов Джозеф Галарно 9 сентября выступал с лекцией на факультете журналистики СПбГУ. После общения cо студентами он поделился с «Голосом Америки» воспоминаниями о событиях десятилетней давности.

В день террористического нападения на небоскребы Всемирного торгового центра Джозеф находился буквально в одном квартале от места трагедии, и видел пожар в башнях-близнецах своими глазами. «Многие очевидцы, как и я, глядя на происходящее, сначала подумали – это какой-то несчастный случай. Но к тому моменту, когда я добрался до места работы, небоскребы уже рухнули, все уже знали, что произошло на самом деле», – вспоминает Джозеф Галарно.

Профессор отмечает, что ни у него, ни у его знакомых тогда не возникло и мысли о том, чтобы покинуть Нью-Йорк: «После событий 11 сентября всю нижнюю часть Манхеттена охраняли войска. И когда мне позвонила моя мать, чтобы узнать, как я себя чувствую, я сказал ей, что нахожусь в самом безопасном месте в мире. И, уверен, большинство жителей Нью-Йорка, как и я, считали, что все мы обязаны держать голову высоко», – делится впечатлениями Джозеф Галарно.

Американский профессор говорит, что российские студенты, с которыми он общался накануне годовщины теракта, не задавали ему вопросов о событиях десятилетней давности. В то же время Джозеф Галарно отмечает, что за время общения с российскими коллегами он не сталкивался с проявлениями антиамериканизма. «Всегда необходимо отличать политику властей той или иной страны от поступков обычных людей, – подчеркивает профессор Нью-Йоркского и Йельского университетов. – В прошлом, даже когда действия правительства США воспринимались неоднозначно, я чувствовал самое теплое отношение во время личных контактов с моими зарубежными друзьями», - отмечает Джозеф Галарно.

Российские студенты все меньше интересуются событиями 9/11

Преподаватель факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Иван Цветков отмечает: «Совершенно точно, что сегодня утрачен эмоциональный компонент оценки этих событий. За прошедшие десять лет было много различного рода катаклизмов, и трудно ожидать, что российское общество сегодня будет так же остро воспринимать нападение на башни-близнецы и на Пентагон, как и десять лет назад».

Вместе с тем, подчеркивает Иван Цветков, для нынешних политических руководителей России символическое значение событий 11 сентября 2001 года по-прежнему остается довольно весомым: «В новейшей истории российско-американских взаимоотношений, может быть, не было другого такого события, как звонок Владимира Путина Джорджу Бушу-младшему после крушения нью-йоркских небоскребов, – отмечает эксперт. – И, я думаю, что и двадцать, и тридцать лет спустя, российские политики будут вспоминать об этом контакте, как о выражении моральной поддержки американскому народу».

Иван Цветков добавляет, что в период объявленной президентом США Бараком Обамой «перезагрузки двусторонних отношений» такие эпизоды, как слова «Мы сочувствуем вам, мы на вашей стороне», сказанные российским президентом сразу после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, имеют особое значение.
В то же время преподаватель СПбГУ отмечает, что среди российских студентов, с которыми ему доводится общаться, интерес к событиям 11 сентября 2001 года «скорее, падает».

В последнее время, - отмечает Цветков, - все реже и реже можно встретить студента, который в качестве своей курсовой работы выбирает что-либо, имеющее отношение к борьбе с международным терроризмом. «Создается впечатление, что у нашего молодого поколения наступила усталость от бесконечного повторения «мантры» о том, что борьба с международным терроризмом – это главная проблема современности».

«Русофобии в Америке я не обнаружил»

Еще один эксперт-американист, профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Александр Кубышкин недавно вернулся из девятимесячной командировки по США, во время которой он много общался с американскими коллегами – преподавателями колледжей в Нью-Джерси и Теннеси.

По его наблюдениям, американцы осознают, что в сентябре 2001 года начал складываться антитеррористический альянс между США и Россией. «Я ни разу не слышал высказываний, что Россия недооценивает роль Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом, или препятствует Америке в этой борьбе, - говорит Александр Кубышкин. – Хотя по ряду конкретных событий – в Афганистане, Ираке, либо по ситуации вокруг Ирана – имеется ряд разногласий. Но мои американские коллеги с пониманием относятся к позиции России, признавая за нашей страной собственные интересы в том, или ином регионе», - подчеркивает эксперт и уточняет: «американцы, в принципе, хорошие слушатели, и всегда тактично воспринимают другую точку зрения».

Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые различными социологическими службами, фиксируют в последние годы заметный рост антиамериканских настроений в России. Заметил ли профессор Кубышкин ответную тенденцию в США, приходилось ли ему сталкиваться с проявлениями так называемой «русофобии»?

«Дело в том, что большинство американцев довольно слабо ориентируется в международных отношениях, в мировой политике. Скорее, их можно назвать эгоцентристами», - отвечает собеседник «Голоса Америки» и добавляет, что в академической среде есть определенный интерес к России. В частности, растет количество студентов на курсах, где изучают русскую культуру и историю. В целом, как отмечает Александр Кубышкин, многие американцы считают, что Россия стала нормальной страной, с которой можно договориться, и, во всяком случае – это не то государство, от которого может исходить какая-то опасность. «В то же время, в силу ограниченности ресурсов влияния, Россия занимает достаточно скромное место во внешнеполитических приоритетах США, хотя ее ценят как стратегического партнера, прежде всего, в сфере сохранения глобального баланса сил», – подытоживает петербургский американист.

9/11 и конспирологические теории

Преподаватель кафедры политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, член бюро партии «Яблоко» Михаил Амосов в течение 17 лет был депутатом городского парламента Санкт-Петербурга, неоднократно бывал в США, где у него много знакомых, как среди политиков, так и в академическом сообществе. Михаил Амосов сходу отвергает «конспирологические версии» по поводу того, что за событиями 11 сентября 2001 стоят американские спецслужбы:

«Это – просто сказки, в которые поверить невозможно. Мы же представляем себе, как работает американская демократия, при которой власть меняется по итогам свободных выборов, а правоохранительные органы неподконтрольны ни Конгрессу, ни самому президенту. Поэтому поверить, что ЦРУ может что-то скрыть от общества, зная, что следующая администрация может организовать проверку их докладов – совершенно невозможно. Мне представляется, что те люди, которые верят в теории заговоров, совершенно не представляют себе устройства власти в Америке», – считает Михаил Амосов.

Эксперт с сожалением отмечает рост антиамериканских настроений в России, наблюдаемый за десять лет с момента террористических атак 11 сентября 1001 года. «Однако я считаю, что президент Обама сделал много, для того, чтобы изменить эту ситуацию, – говорит Михаил Амосов, и добавляет, – я уверен, что большинство людей и в России, и в США выступают против терроризма и не могут оправдывать методы «Аль-Каиды – заключает Михаил Амосов.

Материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

О событиях в США читайте в рубрике «Америка»

XS
SM
MD
LG