Линки доступности

Второй день IV Форума свободной России: как победить коррупцию и переосмыслить историю


Второй день IV Форума свободной России
Второй день IV Форума свободной России

Участники дискуссии в Вильнюсе ставят задачи на близкую и дальнюю перспективу

Второй день IV Форума свободной России открыла сессия под названием «Назвать преступников поименно. О работе по составлению санкционного списка». Открывший дискуссию заместитель директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов назвал составление списков без публичного обсуждения «контрпродуктивным». И пояснил, что без юридической аргументации происходит некий «клубок» без четкого понимания, что с ним делать.

Шуманов напомнил, что в Китае, странах Персидского залива и Юго-Восточной Азии, куда уходят активы России, санкции не действуют. Кроме того, нужно быть готовым к новым вызовам, ведь те, кто перевозит наличные деньги через границу в чемоданчиках «скоро вымрут, как динозавры». В будущем подобные операции будут совершаться лишь с помощью криптовалют, а борьба с коррупцией в дальнейшем будет возможна только на основе трансграничного мониторинга.

Илья Шуманов также предупредил о возможности приобретения российскими госчиновниками «золотых паспортов» на Кипре, Мальте и в Австрии. При условии инвестирования в экономику этих стран крупных сумм можно получить паспорта граждан ЕС для всех членов семьи. А об этом в России говорят и пишут очень мало.

Марк Фейгин отметил, что даже на Форуме не все понимают важность санкций, как института наказания за коррупцию, нарушение прав человека, агрессивность политики, вмешательство в выборы и другие уголовно наказуемые деяния. В России за такие преступления никто наказан не будет.

«Дать важное понимание российским обывателям, что речь идет не просто о том, чтобы отобрать деньги у Путина и Ролдугина. А о том, чтобы вернуть деньги налогоплательщикам».

Санкции – уместный необходимый институт международного права для наказания за подобные преступления. В России отсутствует полноценная юстиция. Если бы был создан некий международный суд, куда можно было бы обращаться по поводу коррупции, нарушения прав человека и агрессивную политику, в санкциях не было бы нужды. А сейчас санкции являются инструментом альтернативной международной юстиции. Санкции – необходимый, важный институт. И в первую очередь его должны поддерживать именно россияне, потому что Запад хочет вернуть украденные деньги обратно в Россию. «Дать важное понимание российским обывателям, что речь идет не просто о том, чтобы отобрать деньги у Путина и Ролдугина. А о том, чтобы вернуть деньги налогоплательщикам». Если не удастся объяснить это сейчас, нужно продолжить работу для будущего.

«Цель санкций – уменьшить политическое влияние Кремля в Европе»

Сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Никита Кулаченков назвал персональные санкции введенные после марта 2014 года очень сильными. Следующая порция санкций в отношении ряда российских банков были уже мягче. А третий этап, введенный против некоторых статей российского экспорта, был еще мягче. Все эти санкции имеют долгосрочный эффект не имеют целью смены режима в России.

Кулаченков также подчеркнул, что он не ожидает, что санкции, введенные в феврале, будут направлены против российских олигархов. По его словам, скорее всего, они будут направлены на тех, кто имел отношение к вмешательству в американские выборы. А поскольку телевизионная пропаганда направлена на российского зрителя, то извне на нее реагировать не будут, и ведущие ток-шоу на главных российских телеканалах не будут подвергнуты санкциям, полагает соратник Алексея Навального.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Никита Кулаченков пояснил, что главная цель уже действующих и будущих санкций – снижение влияния России на окружающие страны и уменьшение ее экономического потенциала. «Это снизит способность путинского режима для вмешательства в выборы других стран по примеру Америки. А также уменьшит возможность для политического влияния Кремля в Европе из-за поставок нефти и газа», – считает сотрудник ФБК.

«Но Советский Союз существовал под санкциями много лет, и, возможно, точно так же будет и с Россией»,

Что же касается российских граждан, то, по словам Кулаченкова, «они живут при том режиме, который их устраивает, и никакое иностранное государство не должно вмешиваться в дела России. И никто, в общем-то, и не вмешивается. Ну, а те, кто попадет под готовящиеся санкции, наверняка будут жить несколько хуже. Но это их дело», – полагает участник Форума свободной России.И добавляет, что экономические санкции, это, безусловно, плохо. «Но Советский Союз существовал под санкциями много лет, и, возможно, точно так же будет и с Россией», – заключил Кулаченков.

Модель санкционного списка есть на сайте ФСР. Он состоит из 12 категорий и в него «включаются лица, относящиеся к политической, военной, судебной, экономической, информационной, деловой верхушке нынешнего российского режима и несущие ответственность за нарушения Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, российских законов, международного права».

«России нужен свой Нюрнберг»

Сооснователь украинского Института будущего, директор Центра политического анализа «Стратегема» Юрий Романенко, который модерировал сессию «Столетие октябрьской катастрофы. Отказ от советского правопреемства» отметил, что одной из ключевых проблем для Украины и России нужна социальная работа элит, которая направлена на модернизацию.

«У нас сейчас ситуация, когда бутылка водки “Путинка” стоит 200 рублей, а хорошая книга – не меньше 350 рублей»,

Игорь Чубайс с сожалением отметил, что в России нет запроса на идеи и нет концепции отечественной истории. «У нас сейчас ситуация, когда бутылка водки “Путинка” стоит 200 рублей, а хорошая книга – не меньше 350 рублей», – свидетельствует он.

Главным историческим событием для россиян является победа СССР в Великой отечественной войне. «Но вообще-то Германию победили 53 страны антигитлеровской коалиции, а не один Советский Союз, – напомнил Игорь Чубайс. – Советского Союза сейчас уже нет, но необходимо помнить, что после заключения Пакта Молотова – Риббентропа СССР стал одним из виновников начала войны».

Игорь Чубайс привел в пример Украину, где «есть интерес к своей истории, своим героям, там свой гимн, там в почете вышиванки. России нужен свой Нюрнберг, который осудит преступления советского периода, иначе его проведут другие, без нас. Нам нужны свободные выборы в Учредительное собрание», – убежден Игорь Чубайс.

А в России существует “пантеон героев”, и возглавляет его Сталин, который по опросам занял первое место в списке “имя России”»,

Комментируя эту речь, Юрий Романенко подтвердил, что в Украине действительно развернулся процесс декоммунизации, который поддерживает 56% населения. «Но своего пантеона героев нет, – отметил он. – У нас большой разброс предложений, где есть место и Петлюре и Бандере, и многим другие, и отношение к ним в обществе самое разное. А в России существует “пантеон героев”, и возглавляет его Сталин, который по опросам занял первое место в списке “имя России”», – напомнил директор центра «Стратегема».

Юрий Романенко отметил, что в Украине власть взяла исторический дискурс для своей легитимизации, с тем, чтобы мобилизовать патриотического избирателя. Согласно социологическим опросам, 65% граждан Украины относятся к России отрицательно, 75% ненавидят Путина. К российскому народу отношение лучше, но при этом расхождение с Россией становится все глубже.

«В Украине должен возобладать рациональный, прагматичный подход»

Корреспондент «Голоса Америки» в кулуарах Форума попросила украинского политолога рассказать, с какими настроениями граждане его страны встретили процесс десоветизации?

«Наш институт проводил в ноябре прошлого года социологическое исследование, которое показало, что почти 54% поддерживают этот процесс, из которых 20% – активных, 30% считают, что десоветизация нужна, но есть и другие проблемы, на которые нужно обратить внимание. 20% категорически против, и еще около 16,5% – которым все равно.

В принципе, десоветизация идет успешно, поскольку сотни тысяч улиц были переименованы, и по большому счету, в этом отношении процесс закончен. Как с точки зрения сноса памятников Ленину», – подчеркивает украинский эксперт.

По мнению Романенко, ключевой проблемой сегодня в Украине является правильная интерпретация истории страны, по поводу которой ведутся серьезные споры. «Это – естественный процесс, не без перекосов, но у нас это – живая ткань. В отличие, например, от России. Я сегодня слушал дискуссию, так вот у нас не стоит вопрос: проводить ли десоветизацию, или нет, как относиться к Сталину и так далее.Мы этот Рубикон перешли в 2014 году», – подчеркивает собеседник «Голоса Америки».

А сейчас, если брать крупные города, такие, как Харьков или Киев и другие – то за памятники Ленину никто не заступался. Когда запретили компартию, никто не вышел ее защищать.

По его словам, во время сноса памятников коммунистическим вождям, практически не было голосов в их защиту. «В 90-е годы это еще имело какое-то значение. А сейчас, если брать крупные города, такие, как Харьков или Киев и другие – то за памятники Ленину никто не заступался. Когда запретили компартию, никто не вышел ее защищать. Этот вопрос носит характер гибридной войны со стороны России, которая играя на таких символах, мобилизовывала своих симпатизантов, примерно, с 2006 года через различные медийные и идеологические инструменты», – рассказал Юрий Романенко.

Директор центра «Стратегема» также привел пример с переименованием Днепропетровска: «На уровне сленга все днепропетровцы всегда называли свой город «Днипро». Поэтому просто произошла легализация этого названия. Но до сегодняшнего момента осталась Днепропетровская область, также, как и Кировоградская область, хотя сам Кировоград стал Кропивницким. Потому что эти названия прописаны в Конституции, и их тяжелее изменить. Но повторю, что те, кто настроен против декоммунизации, они плохо организованы. И как следствия переименования проходит достаточно легко».

Я считаю, что мы должны учитывать все этапы, ведь украинцы играли очень важную роль и в Российской империи, и в Советском Союзе

Вместе с тем, Романенко не считает, что Украина легко сможет расстаться с советским правопреемством. «Это связано с международным правом. Потому что, к примеру, Украина приросла Закарпатьем и Буковиной вследствие действий Советского Союза. Поэтому должен возобладать рациональный, прагматичный подход в этом отношении. Второй вопрос – формирование национального подхода к истории. Я считаю, что мы должны учитывать все этапы, ведь украинцы играли очень важную роль и в Российской империи, и в Советском Союзе. И если мы разрываем нашу историческую ткань, когда мы упоминаем только Богдана Хмельницкого, и дальше – ничего, то получаются какие-то отдельные вспышки, а историческая ткань разорвана. Это – нелогично. Но мы к этому придем, я думаю, что еще лет 15 – 20, и этот процесс будет завершен», – полагает украинский политолог Юрий Романенко.

Актуальность фразы Воланда для диктаторских режимов

Заключительная сессия перед подведением итогов называлась «Преодоление имперского проклятия России». Настроение задал социолог и публицист Игорь Эйдман, отметивший, что «имперское проклятие» это то, что не дает России стать демократической и свободной. «Речь идет не столько о народе, сколько о бюрократии, правящей элите, которая позиционирует страну, через СМИ, как великую страну, – пояснил он. – Пока этот Карфаген не будет разрушен, в нашей стране не будет ни демократии, ни свободы».

Выступавший по скайпу Вячеслав Иноземцев считает, что Россию как федерацию нужно переучредить. То есть – распустить и собрать заново. И у всех регионов должно быть право свободного решения – вступать ли в новую федерацию. А у федерации должно быть право исключения регионов из своего состава. В качестве примера Иноземцев привел Сингапур, который был исключен из состава Малайзии, но, тем не менее, сумел добиться больших экономических успехов. Россия в своих нынешних очертаниях слишком велика и сложна по своему составу, чтобы в ней могли победить демократические тенденции. «Я не вижу возможности сделать эту страну жизнеспособной вне федерализации и даже конфедерализации. Где совет регионов будет реальным источником власти, а не президент», – заявил Владислав Иноземцев.

Со своей стороны, Гарри Каспаров поддержал идею переучреждения страны на основе парламентской республики. «У президента могут быть только представительские функции, хотя и они не нужны», – считает Каспаров. «Мы столкнемся с проблемами, связанными с лоскутным характером империи. Надо отказаться априори от принципа сохранения России в нынешних границах.Начаться такой процесс может только после краха путинского режима.

Но в отношении диктаторских режимов можно сказать словами из романа “Мастер и Маргарита” – они не просто смертны, а внезапно смертны.

Мы не знаем, когда это произойдет. Но в отношении диктаторских режимов можно сказать словами из романа “Мастер и Маргарита” – они не просто смертны, а внезапно смертны. Я вижу Россию как часть евроатлантической солидарности, как часть НАТО и Евросоюза как союзник цивилизованного мира против многочисленных угроз».

Главное противостояние XXI века, по мысли Каспарова, будет происходить между Западом и Китаем, который пытается навязать свою модель мироустройства. «Я много езжу по миру и вижу: китайская модель многих людей даже в западных странах начинает впечатлять. И вот здесь очень важно, где окажется Россия. Будущий мир во многом зависит от того, сумеем ли мы создать ту конструкцию российской государственности, которая поможет нашей стране стать не источником постоянных проблем, а одним из способов кардинального решения этих проблем и ответом на вызовы современного мира», – заключил Гарри Каспаров.

XS
SM
MD
LG