Линки доступности

США – Китай: бизнес орла и дракона


Президент США Барак Обама и председатель КНР Ху Цзиньтао (архивное фото)
Президент США Барак Обама и председатель КНР Ху Цзиньтао (архивное фото)

Опрос, проведенный в начале января Pew Research Center for the People & the Press, показал, что 47 процентов американцев считают Китай обладателем мощнейшей экономики мира – аналогичного мнения о США придерживаются лишь 31 процент опрошенных. Однако это мнение не соответствует действительности: согласно всем рейтингам, по размерам экономики Китай не занимает первого места в мировой табели о рангах.

МВФ ставит Китай на третье место, после ЕС и США, Всемирный банк – также на третье (после государств еврозоны и США). ВВП Китая почти в три раза меньше ВВП США. Любопытно, что в рейтинге экономической свободы за 2011 год, ежегодно публикуемым газетой The Wall Street Journal and исследовательским центром Фонд «Наследие» (Heritage Foundation), Китай занимает лишь 135-е место из 179 обследованных государств, а США – 9-е.

Китай считается крупнейшим рынком для поставщиков автомобилей, сотовых телефонов и оборудования, крупнейшим покупателем самолетов, вторым по размерам компьютерным рынком мира, крупнейшим государством-кредитором (Китай также стал крупнейшим покупателем государственных долговых обязательств США) и пр. В Китае создали свои предприятия практически все американские корпорации – по объему инвестиций в Китай США занимают второе место, уступая лишь Японии.
Экономическая политика США в отношении Китая основывается на двух принципах.

Во-первых, США стремятся интегрировать Китай в глобальную экономику, рассчитывая, что это приведет к началу фундаментальных экономических и политических реформ в стране. А это, в свою очередь, позитивно повлияет на Азию и весь мир. Во-вторых, Вашингтон пытается облегчить доступ американских экспортеров и инвесторов на китайский рынок.

Дисбаланс

За последние три десятилетия американо-китайские экономические связи существенно укрепились. Объем двусторонней торговли вырос с 2 млрд долларов в 1979 году до 459 млрд. в 2010-м (предварительная оценка Министерства торговли США). Для Соединенных Штатов Китай – второй (после ЕС) крупнейший торговый партнер, третий (после ЕС и Канады) по размерам экспортный рынок и крупнейший источник импорта.

С одной стороны, в США Китай воспринимается, как один из наиболее быстрорастущих мировых рынков, с другой – как конкурент США, торговля с которым разрушает американскую экономику.

В конце 90-х подавляющее большинство американских экспертов считали рост торговли с Китаем благом для американской экономики. Они позитивно оценивали и рост китайского экспорта в США, поскольку он позволяет серьезно снизить цены на потребительские товары в американских магазинах и, таким образом, способствует повышению жизненного уровня американцев.

Однако постепенно экономические связи с Китаем стали вызывать все большее беспокойство в США. Одна из фундаментальных проблем заключается в том, что объемы китайского импорта растут намного быстрее, чем объемы американского экспорта. Если в 1990 году дефицит торгового баланса США в торговле с Китаем составлял 10 млрд долларов, то в 2010 году – 273 млрд (предварительные данные). Дисбаланс в торговле с Китаем больше, чем совокупный торговый дефицит США в торговле с государствами ОПЕК ЕС вместе взятыми.

Список претензий

От этого особо страдают малые и средние компании США, которые безнадежно проигрывают ценовую войну китайским конкурентам, прежде всего, из-за дешевизны китайской рабочей силы. Помимо того, что зарплаты рабочих в Китае в десятки раз ниже, чем в США и Западной Европе, в Китае широко используется детский труд; рабочие часто вынуждены работать в невыносимых, по западным меркам, условиях; предприятия уделяют немного внимания сохранению окружающей среды и пр.

Недовольство вызывает протекционистская политика Китая – в частности, Пекин де-факто дотирует свои экспортно-ориентированные предприятия за счет налоговых льгот, поставок электроэнергии и воды по заниженным ценам и пр., что противоречит двусторонним американо-китайским соглашениям и нормам Всемирной Торговой Организации, в которую входит Китай.

Пекин достаточно спокойно воспринимает то, что китайские компании вольно обращаются с чужой интеллектуальной собственностью – по оценкам Министерства торговли США, китайские производители, производящие контрафактную продукцию (от видеокассет до запчастей к самолетам), ежегодно наносят США ущерб в размере превышающем 4 млрд долларов.

Власти Китая также препятствуют получению государственных контрактов компаниями, которые не контролируются китайскими собственниками, что ставит американские, как, впрочем, и все остальные бизнес-структуры, в заведомо невыгодное положение.

Одна из наиболее болезненных проблем в отношениях Вашингтона и Пекина (аналогичные претензии к Китаю выдвигают и многие другие государства) – искусственное занижение (по различным оценкам, на 30-45 процентов) курса юаня, что делает китайские товары более дешевыми. Таким образом, страдает не только экспорт США в Китай, но и экспорт американских товаров в другие страны мира.

Вашингтонский исследовательский центр Институт международных экономик (Peterson Institute for International Economics) подсчитал, что если Китай девальвирует юань на 20 процентов, это позволит почти на 27 процентов сократить размеры торгового дефицита США.

Результаты

Различные источники по-разному оценивают результаты воздействия подобной экономической политики Китая: однако общепринято, что в результате США теряют не только деньги, но и сотни тысяч рабочих мест. К примеру, по оценкам исследовательского Института экономической политики (Economic Policy Institute) за период с 2001 по 2008 год подобные действия Пекина стали причиной того, что США потеряли 2, 4 млн рабочих мест, из них 60 процентов – в промышленности.

В 2000 году Конгресс США создал особый орган, призванный отслеживать ситуацию в американо-китайских отношениях – Американо-китайскую комиссию в сфере экономики и безопасности (U.S.-China Economic and Security Review Commission). В последнем докладе Конгрессу, комиссия констатирует, что дисбаланс в американо-китайской торговле представляет собой угрозу США.

Также подчеркивается, что попытки повлиять на экономическую политику Китая, предпринимаемые США и государствами Европы, в рамках процедур ВТО и иных международных структур не дают результата: процесс рассмотрения претензий занимает длительное время, а если выносятся вердикты о недопустимости тех или иных действий Китая, Пекин попросту игнорирует их.

Глас народа

Опросы общественного мнения показывают, что американцы с подозрением относятся к Китаю. По данным Pew Research Center for the People & the Press, каждый пятый житель США воспринимает Китай как угрозу – на втором месте Северная Корея, которую считают угрозой 18 процентов опрошенных, на третьем – Иран (12 процентов). При этом, наибольшее опасения вызывает экономическая (мнение 60 процентов респондентов), а не военная (соответственно, 27 процентов) мощь Китая.

Схожие результаты дал опрос компании Rasmussen Reports, проведенный в феврале 2010 года – половина американцев считают Китай долгосрочной угрозой США. Опрос телекомпании CNN дал еще более высокий результат – 58 жителей США назвали Китай угрозой безопасности их страны.

Исследование службы Gallup (февраль 2010 года) показало, что 42 процента американцев относятся к Китаю позитивно, 53 – негативно. В рейтинге популярности государств-партнеров США, Китай занял 11-е место, уступив России.
Исследование телекомпании ABC и газеты The Washington Post дает еще более интересный результат: 43 из ста американцев уверены, что 21 век будет «веком Китая», в пользу США высказались 38 процентов опрошенных.

Другие материалы о событиях в США читайте здесь

Другие новости о событиях в мире читайте здесь

XS
SM
MD
LG