Линки доступности

Нападения на войска коалиции в Афганистане: тенденция или отдельные инциденты?


Эксперты рассуждают о причинах атак против солдат и офицеров ИСАФ

Афганский солдат-новобранец на востоке страны в провинции Вардак ранил пятерых американских военнослужащих. Об этом в четверг 5 июля сообщают СМИ со ссылкой на заявление американских и афганских военных.

Наблюдатели отмечают, что это уже второй подобного рода инцидент за последние три дня. Недавно афганский полицейский убил троих британских солдат. А всего с начала года в результате похожих трагедий погибли 26 представителей Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ).

Чем же можно объяснить такой ход развития событий после объявления на майском саммите НАТО в Чикаго о выводе коалиционных войск с территории Афганистана к концу 2014 года? У опрошенных Русской службой «Голоса Америки» экспертов на этот счет нет единого мнения.

Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар отмечает, что на фоне кампании по выводу войск основным инструментом для сохранения стабильности в Афганистане становится афганская армия.

«Очевидно, поэтому она и становится темой номер один для боевиков, которые хотят нарушить процесс ее обучения и оснащения с тем, чтобы уже в 2014 голу иметь более сильные позиции», – говорит он.

С ним солидарен заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев, который подчеркивает, что в Афганистане сегодня «все стараются показать, кто останется в доме хозяином».

«Возможно, цель [нападавших], в числе прочего, состоит и в том, чтобы американцам не удалось создать видимость того, что они уходят с победой, уходят, решив все поставленные перед ними задачи, – добавил он. – Тем более, с высокой вероятностью можно предположить, что после вывода войск возможен возврат к власти талибов».

С такой оценкой не согласен эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко. В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он заметил, что пока вообще бы воздержался от того, чтобы делать далеко идущие выводы на основе имеющихся данных.

«По-моему, так происходило всегда. Потом действия одного солдата могут быть спровоцированы неизвестно чем. Это может быть совпадение, эпизод, общее нервное напряжение и, как следствие, срыв. Слишком мало информации», – констатировал эксперт.

Малашенко видит в случившемся только единичные акции и полагает, что «выводить из этого какую-то тенденцию пока рановато».

«Вот если выяснится, что нападения каким-то образом организованы или специально подбираются люди соответствующего характера, чтобы их регулярно осуществлять, это будет другое дело», – заключил он.

Как известно, силы ИСАФ приступили к третьей фазе передачи контроля над обеспечением безопасности от международной коалиции к афганской армии и полиции. Одновременно коалиционные войска активно проводят силовые операции против боевиков. Однако порою это сопровождается потерями среди мирного населения, которые, по данным миссии ООН в Афганистане, остаются на «недопустимо высоком уровне».

Не в этом ли кроется еще одна причина активизации нападений на солдат и офицеров коалиции? Павел Золотарев с сожалением признает, что гибель мирного населения в ходе военных операций – закономерность, присущая подобным конфликтам.

«Никуда от этого не денешься. То же самое происходило, когда в Афганистане были советские войска. Потому что идет столкновение не между вооруженными силами двух государств, а между армией – с одной стороны и иррегулярными воинскими формированиями – с другой», – резюмировал он.

По словам Павла Золотарева, их можно называть как угодно – бандитами или партизанами, но суть в том, что они смешиваются, нередко специально, с мирным населением.

В свою очередь, Омар Нессар уверен, что для талибов трагические ошибки коалиционных войск – всегда хороший предлог организовать теракт.

«Но если говорить о стратегических планах, то, скорее всего, афганская армия становится сегодня главной мишенью, потому что на нее возлагают большие надежды», – резюмировал он.
XS
SM
MD
LG