Рост числа заболевших птичьим гриппом, распространяемым вирусом из Юго-Восточной Азии, вызвал опасения новой глобальной пандемии. Сценарий такого развития событий взял в качестве сюжета своего первого триллера «Пандемия» канадский врач Дэниел Калла [Daniel Kalla Pandemic, Forge Books].
Идея триллера родилась у него четыре года назад во время вспышки эпидемии атипичной пневмонии в Ванкувере, где он работал в больнице. «Это был самый пугающий эпизод за время моих занятий медициной, — вспоминает д-р Калла. — Городские власти включили меня в оперативную группу по борьбе с эпидемией, и первый вопрос, который возник на первом же заседании, звучал так: откуда мы знаем, что это спонтанная вспышка, а не акция террористов? Первые случаи заболевания возникли в Гонконге, а затем инфекция через Сингапур проникла в Ванкувер и далее на восточное побережье Америки. Что, если это искусственно вызванная пандемия?»
«Голос Америки»: В вашем триллере вирус носит наименование ARCS и представляет собой смесь мутировавших возбудителей. В какой мере это вымысел?
Дэниел Калла: Это вирус вымышленного гриппа, но описание его действия приближено к реальности. Подобные вирусы легко поддаются мутации и образуют новые штаммы. «Мой» штамм вирулентней атипичной пневмонии: смертность при его заражении составляет 20%. Это очень опасно, учитывая, что биотеррор не требует высоких технологий. Смертники, намеренно заразившие себя таким гриппом, становятся ходячими, в данном случае – летающими на самолетах бомбами».
«Г.А.»: Пандемия в вашей книге начинается в сельском районе Китая, где происходит вспышка заражения вымышленным вирусом. Туда приезжают двое людей, выдающих себя за врачей. Они берут анализы крови у заболевших и провоцируют глобальную эпидемию. Насколько фантастичен такой сценарий?
Д.К.: Думаю, потенциальное превращение вируса в оружие достаточно реально. Но хорошая новость состоит в том, что сейчас, после вспышки атипичной пневмонии и других инфекционных заболеваний, медицинское сообщество накопило опыт и практические наработки, позволяющие активно противостоять пандемии.
«Г.А.»: Триллеры обычно пишутся с расчетом пощекотать читательские нервы, увлечь острым сюжетом. Каковы были ваши намерения?
Д.К.: Книга писалась с идеей увлечь читателя, и я надеюсь, что те, кто ее купят, получат удовольствие. Но одновременно я хотел, чтобы она прозвучала сигналом тревоги. Когда я закончил рукопись год назад, издатель сомневался, стоит ли оставить название «Пандемия»: слово броское, но кто знает, что оно означает? По иронии судьбы, год спустя из-за птичьего гриппа этот термин — у всех на устах. И, кстати, смертность среди заболевших им намного выше, чем у меня в романе.
«Г.А.»: Насколько хорошо мы экипированы для противостояния подобным событиям?
Д.К.: Двадцать пять лет назад многие думали, что мы навсегда одолели инфекционные заболевания. В арсенале врачей были антибиотики широкого спектра действия, другие эффективные лекарства. Однако с тех пор появились вирусы СПИДа, атипичной пневмонии, геморрагической лихорадки Эбола, птичьего гриппа, лекарственно-устойчивые бактерии. Что на очереди? Мы не знаем. Но новые риски наверняка появятся.
* * *
Доктор Калла рассказывает, что при написании научно-медицинской части своего триллера он консультировался с вирусологами и микробиологами. Опыт участника оперативной группы по борьбе с атипичной пневмонией пригодился ему для описания событий, связанных с действиями санитарных властей. А «местный колорит», в частности, описание деревни в китайской глубинке, он нашел в интернете.
Отвечая на вопрос, как ему удавалось сочетать напряженную работу в отделении скорой помощи ванкуверской больницы с писательским творчеством, Дэниел Калла ответил, что благодаря строгой дисциплине он сумел написать за минувший год еще два триллера. Если они «пойдут», он готов сменить профессию врача на писательское ремесло.