Линки доступности

Новости Голливуда - 2005-03-04


Бремя белого человека

Трудно пока сказать, это совпадение или проявление определенной тенденции, но за короткий срок, буквально за пару месяцев, на американский экран вышли три фильма, посвященные Африке. Это номинированный на несколько «Оскаров», весьма добротный фильм «Отель "Руанда"», намного более в художественном отношении слабая картина (тоже о геноциде в Руанде) «Однажды в апреле» и, наконец, фильм «В моей стране» (In My Country).

Поставил картину один из самых известных британских режиссеров – давно работающий в Голливуде Джон Бурмен, автор таких известных картин, как «Зардоз» (1973), «Надежда и слава» (1987), «Генерал» (1998), «Портной из Панамы» (2001). Бурмен давно интересовался проблемой апартеида в Южной Африке и посещал это страну в худшие годы правления белого меньшинства, встречаясь с представителями оппозиции – белыми и черными. Режиссер, знающий страну и ее проблемы не понаслышке, оказался весьма правильным выбором для постановки фильма о том, какой след оставил апартеид и какой урок следует вынести из этой постыдной страницы истории.

Бывший первый президент и национальный герой Южной Африки Нельсон Мандела, посмотрев картину, сказал следующее: «Прекрасный и важный фильм о южноафриканской Комиссии истины и примирения. Картина будет интересна и повлияет не только на южноафриканцев, но и на людей во всем мире, озабоченных проблемами примирения, прощения и терпимости».

Естественно, что Мандела выступает здесь не как кинокритик, а как политический деятель. Но именно его политическая мудрость, позволившая избежать драмы и даже трагедии в отношениях белого меньшинства и черного большинства после краха апартеида, стала основой книги белой женщины-африканера, поэта Антье Крог, по которой Энн Пикок написала сценарий фильма.

Действие картины разворачивается вскоре после падения апартеида и провозглашения Нельсона Манделы президентом Южноафриканской республики. В 1996 году правительство страны при поддержке президента создало Комиссию истины и примирения, целью которой было расследовать нарушения прав человека при апартеиде, выслушать жертвы и их преследователей и, по возможности, амнистировать полицейских и других представителей властей, допустивших злоупотребления, «выполняя приказы». Слушала комиссия и белых граждан, ставших жертвами тех, кто называл себя борцами за национальное освобождение.

Авторы фильма поставили в центр повествования Анну Малан (Жюльетт Бинош) – белую женщину-поэта, корреспондента радио, освещающую слушания комиссии, и чернокожего американского журналиста Лэнгстона Уитфилда (Сэмюэл Джексон), прибывшего для написания репортажей для влиятельной американской газеты «Вашингтон пост».

Анна, родившаяся в Африке, любит страну и ее людей независимо от цвета их кожи и полностью принимает африканскую традицию «убунту», согласно которой примирение лучше мести. Уитфилд же, как его играет Джексон (явно черпая из своих собственных эмоций афроамериканца), априори не верит в искренность намерений всякого, у кого белая кожа, и поначалу полон ненависти и желания на насилие ответить насилием. Но по мере того, как абстрактная и несколько идеализированная Африка, родина его предков, становится для Уитфилда более персонифицированной и, по иронии судьбы, белым лицом Анны, он начинает понимать, что мир отнюдь не черно-белый, что в нем много сложностей.

Когда между героями возникают отношения, выходящие за рамки профессиональных, мы понимаем, — благодаря точной игре Бинош и Джексона, — что ими движут не просто взаимная притягательность, но и сложный комплекс чувств. У Анны — это вина за содеянное ее белыми соотечественниками, которую она принимает на себя. У Уитфилда – неожиданное для него самого признание того, что белая женщина может быть его единомышленником. Белая южноафриканка и чернокожий американец помогают друг другу избавиться от демонов, терзающих их.

Режиссер Бурмен довольно успешно балансирует между эпическим характером происходящего в стране и камерной историей отношений двух людей, втянутых в исторический водоворот. Он избегает сентиментальности в показе личных отношений героев и поднимается выше примитивной документалистики и прямой публицистики в политической части картины.

Если верить в то, что фильмы могут чему-то служить, то картина «В моей стране» действительно может послужить взаимопониманию и примирению. И не только в Южной Африке.

XS
SM
MD
LG