Линки доступности

По следам российско-американского саммита<BR>Мнения экспертов - 2005-02-28


Общественность на Западе критикует Москву за отход от демократических реформ и концентрацию политической и экономической власти в Кремле. Президент Путин попытался успокоить своих критиков, заявив на встрече с президентом Бушем в минувший четверг, что Россия глубоко и необратимо предана демократии.

Однако, на взгляд бывшего заместителя министра обороны Ричарда Перла, подобные высказывания отражают скорее политические расчеты, чем личные убеждения и приоритеты хозяина Кремля: «Президент Путин, несомненно, ощущает сильное давление мирового сообщества по поводу состояния демократии в России. И это хорошо. Со временем давление поможет тем россиянам, которые пекутся о демократии у себя на родине».

«У России без демократии не больше шансов на успех, чем у диктатуры советского образца, - заявляет бывший американский представитель в НАТО Роберт Хантер. - Если Москва хочет быть членом Большой восьмерки и вступить в ВТО, она должна пересмотреть свои стандарты демократии».

Президенту Бушу, по словам Хантера, следует без обиняков объяснить это своему российскому коллеге: «Знаете, мистер Путин, мы хотим сотрудничать с вами. Но не делайте ту же ошибку, которую совершали коммунисты: не надейтесь, что вам удастся достичь успеха, не доверяя при этом своему народу и не позволяя ему участвовать в решении своей судьбы».

Хантер отмечает, что наглядные последствия такой политики российский президент мог наблюдать в соседней Украине. Тамошние события призваны стать для Путина отрезвляющим уроком того, что в XXI веке власти не могут игнорировать население. Народ непременно напомнит о себе. События в Украине и, в частности, сдвиг ее симпатий в сторону Запада, не должны вызывать в Москве тревогу: «У России тоже есть шанс на тесное сближение с НАТО и Евросоюзом, - продолжал посол Хантер. - В этом процессе не может быть выигравших и проигравших. Надеюсь, мистер Путин это понимает».

Как заметил бывший представитель Соединенных Штатов в НАТО, единственный руководитель европейского государства, не понимающий, что демократия в конечном итоге побеждает тоталитарный режим, это президент Беларуси Лукашенко: «Трагично, что белорусы не в состоянии пользоваться плодами демократии по той причине, что руководитель их страны глух к голосу истории. Его место – на свалке истории, куда он должен отправиться вслед за многими своими предшественниками».

По окончании саммита руководители США и России объявили о мерах по борьбе с угрозой ядерного терроризма, включая соглашение о контроле над переносными зенитными комплексами и шаги по улучшению охраны ядерных материалов. Ричард Перл оптимистически настроен в отношении выполнения этих договоренностей: «В последние годы произошли важные трагические события. Россия сама стала жертвой терроризма. Путин и его министр обороны Иванов всерьез обеспокоены перспективой попадания ядерных материалов в руки террористов, поскольку это может причинить чудовищный вред, прежде всего самой России».

Вашингтон хочет участия России в различных мероприятиях – от стабилизации обстановки на Ближнем Востоке и Кавказе до пресечения попыток Ирана обзавестись ядерным оружием. Однако интересы России не во всем совпадают с интересами Соединенных Штатов.

«Россия не играла конструктивной роли в ближневосточном мирном процессе, а преследовала собственные цели, продавая оружие и военное оборудование странам вроде Сирии, - говорит Ричард Перл. - Вклад России был вкладом не в упрочение мира, а в расширение российских интересов».

Посол Хантер в ответ на это заметил, что поведение России мало чем отличается от поведения других стран, которые тоже оберегают, прежде всего, свои интересы. Расхождение в интересах, по его мнению, можно преодолеть, предложив России выгодные преимущества, например, в качестве равноправного партнера в мировой экономике.

XS
SM
MD
LG