Линки доступности

Киотский протокол вступает в силу - 2005-02-15


Шестнадцатого февраля вступает в силу международное соглашение о борьбе с потеплением климата Земли, известное как Киотский протокол. Однако выброс в атмосферу парниковых газов существенно не уменьшится, особенно ввиду того, что в списке 141 страны, подписавшей протокол, нет Соединенных Штатов.

Киотский протокол был составлен как первый международный инструмент, направленный против загрязнения атмосферы. Соглашение, которые выработано в 1997 году, обязывает страны ограничить выброс в атмосферу парниковых газов, которые, по мнению большинства ученых, вызывают глобальное потепление.

Согласно протоколу, индустриальные страны обязуются сократить выбросы таких газов к 2012 году на 5%. Для каждой страны определен потолок — в зависимости от степени индустриализации. Для развивающихся стран никаких ограничений не предусмотрено.

Даже экологи говорят, что цели, намеченные Киотским протоколом, слишком скромны, чтобы привести к значительному сокращению выбросов углекислого газа. Они добавляют, что эффективность протокола еще более снижена решением США в 2001 году отказаться от участия в договоре. Согласно официальной американской статистике, Соединенные Штаты выбрасывают в атмосферу наибольшее количество парниковых газов.

Австралия также отказалась поставить подпись под протоколом.

Тем не менее, президент Института всемирного мониторинга Крис Флейвин считает, что Киотский протокол – это важный старт: «Это тот путь, каким мы добивались прогресса в улучшении качества воздуха в США, где мы начинали с очень скромных ограничений, но со временем они становились все более жесткими. Я считаю, что кричать о том, что это не наилучшее соглашение, просто странно. Это пораженческая позиция».

Киотский протокол не был представлен на ратификацию в Сенат США. Еще в 1997 году, до окончания переговоров в Киото, Сенат принял единогласную резолюцию, осуждающую протокол как наносящий урон Соединенным Штатам и слишком благоприятный для развивающихся стран. В резолюции говорилось, что быстро развивающиеся страны, такие, как Китай и Индия, должны придерживаться тех же стандартов по ограничению выброса загрязнений, как и индустриальные страны.

Когда Джордж Буш стал президентом, его администрация назвала протокол «фатально порочным», так как он может оказать негативное воздействие на американскую экономику. Администрация высказалась за добровольные ограничения выбросов американскими компаниями и за интенсификацию исследований в области альтернативных источников энергии.

Для борьбы с изменением климата необходимо участие развивающихся стран, говорит глава отдела исследований Американского института нефти Рассел Джонс: «Если климат составляет серьезную проблему, то ее нельзя решить без участия развивающихся стран. Потому что именно в них предстоит наибольший рост выбросов вредных газов. Поэтому они должны быть вовлечены в общие усилия. А Киотский протокол не налагает на них никаких обязательств».

На недавнем форуме американский дипломат Харлан Уотсон, возглавлявший американскую делегацию на переговорах по борьбе с изменением климата, назвал несправедливой критику других стран в адрес США за отказ присоединиться к протоколу. «Пусть-ка лучше они попробуют подтянуться до нашего уровня, — сказал он. — Они сами признают, что мы тратим на научные исследования и новую технологию в этой области больше, чем кто-либо еще в мире».

Однако американский эксперт Бернгард Мэй, сотрудник Германского совета по иностранным делам в Берлине, говорит, что международный контроль за загрязнением атмосферы лишается смысла без участия Соединенных Штатов: «Соглашение о борьбе с изменением климата без участия США невозможно. В нем просто нет смысла, когда самая индустриальная страна, выбрасывающая наибольшее количество загрязнений, не участвует в общей борьбе против изменения климата».

Президент центра Пью по глобальному потеплению Айлин Клоссен считает, что моральное значение Киотского протокола имеет, может быть, даже большее значение, чем практическое. «Самое важное в Киотском протоколе, — говорит она, — это выражение решимости всех стран, за исключением тех, которые его не ратифицировали (а среди них две крупнейшие страны — США и Австралия). Это заявление о том, что мы считаем потепление климата серьезной проблемой и что мы намерены приложить усилия, чтобы ее решить».

Бернгард Мэй указывает на то, что британский премьер Тони Блэр включил проблему глобального потепления в повестку дня саммита Большой восьмерки, который состоится в июле в Великобритании, и что он, вероятно, поставит этот вопрос прямо перед президентом Бушем. «Я надеюсь, — говорит Мэй, — что Великобритания и ее премьер Тони Блэр приложат большие усилия, чтобы убедить президента Буша согласиться хотя бы обсуждать проблему изменения климата. И, возможно, постепенно мы поймем, что важны не детали соглашения в Киото, а то, что Киото было первым шагом. Киото – это начало пути, а не его конец».

Позднее в этом году начнутся переговоры по установлению новых критериев для уровня эмиссии парниковых газов к 2012 году.

XS
SM
MD
LG