Линки доступности

Парламентские выборы в Молдове - 2005-01-31


От Украины и Румынии эстафета выборов перешла к Молдове. Согласно установленным срокам, регистрация кандидатов для участия в парламентских выборах завершится 6 февраля. На данный момент в списках претендентов на 101 депутатское кресло числятся 8 партий и блоков, а также два независимых кандидата.

Первой обратилась в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) с заявлением о регистрации правящая в республике партия коммунистов (ПКРМ). За ней в списках следуют блок «Молдова демократэ» (БМД) и христианско-демократическая Народная партия (ХДНП). Политологи считают, что именно между этими тремя конкурентами и развернутся основные предвыборные баталии.

У ХДНП есть свой постоянный электорат, и это формирование стабильно набирает как минимум 6-7 процентов голосов. Среди членов блока «Молдова демократэ» есть партии, которые никогда ранее даже не участвовали в парламентских выборах, как, например, Социал-диберальная. Тем не менее, костяком БМД является одна из нынешних парламентских фракций – «Альянс Брагиша». Большей частью она состоит из членов кабинета министров во главе с экс-премьером Думитру Брагишем, который был у власти до 2001 года.

Анализируя февральские парламентские выборы 2001 года, эксперты пришли к выводу, что электорат проголосовал тогда не за коммунистов, а против тогдашнего правительства. Люди были недовольны ситуацией в стране, углублением кризиса в экономике, высоким уровнем безработицы и накопившимися долгами по заработной плате и пенсиям. Только позабыв об этих проблемах, молдавский электорат сможет во второй раз наделить властью представителей блока «Молдова демократэ».

Есть ли шансы у коммунистов удержаться у власти еще на четыре года? До сих пор такого прецедента в Молдове не было, чтобы одна и та же партия сохранила большинство в парламенте и правительстве два срока подряд. Но не исключен вариант, что таковой будет создан.

Во-первых, программа их деятельности имела социальную направленность. За последние четыре года произошли положительные изменения в экономике, и даже был отмечен определенный рост. Были не только ликвидированы долги, но и повышены пенсии и зарплаты. Правда, некоторые аналитики склоны считать, что все эти изменения не имеют под собой прочной основы. Они объясняют рост благосостояния в стране большим объемом денег отправленных домой молдавскими гастарбайтерами из-за рубежа. Как бы там ни было, но простой народ почувствовал улучшение, а это является веским аргументом на выборах.

Изменения произошли и в политическом плане. Правящая партия, во главе с ее лидером Владимиром Ворониным, в декабре 2002 года избрала курс на евроинтеграцию, тем самым, оставив, как говорится, без основного козыря оппозицию. Несмотря на то, что изначально он поддерживал идею федерализации, Владимир Воронин вовремя и адекватно отреагировал на положение и отказался подписать так называемый «План Козака». Отношения с Украиной и Румынией тоже стали улучшаться. Воронин был одним из немногих лидеров, не только в республике, но и в СНГ, который не признал результаты второго тура голосования на Украине. Лидеров Киева и Кишинева связывает теперь и общее стремление в Европу.

По приглашению Владимира Воронина, свою первую поездку в новом качестве, президент Румынии Траян Бэсеску осуществил именно в Кишинев. Высокий бухарестский гость заявил в молдавской столице, что Румыния была и будет адвокатом Молдовы в процессе евроинтеграции.

Есть еще один немаловажный момент, который позволяет думать, что коммунисты получат на выборах большинство голосов. Это харизма Воронина. Дело в том, что практика не раз доказала, что молдавский электорат голосует не за программы и платформы – а они, кстати, в большинстве своем схожи – а за лидеров. И тут у Воронина огромное преимущество. Регулярно проводимые по заказу Института общественных политик опросы показали, что Воронин является лидером, которому люди доверяют больше всего – почти 32 процента населения. Тогда как лидеры остальных партий даже не дошли до шестипроцентного барьера.

Не исключен вариант, что именно осознание такого разрыва между лидерами и толкает оппозицию на то, чтобы повсеместно, как внутри страны, так и за рубежом, проводить идею о том, что выборы уже сфальсифицированы. Оппозиция обвиняет, к примеру, правящую партию в использовании административных ресурсов. Но это, на мой взгляд, не является веским аргументом и вот почему. Все предыдущие партии, пребывавшие у власти, использовали административные ресурсы, но никому из них это не помогло сохранить за собой власть. Во время президентских выборов 96 года тогдашний кандидат номер один – президент Мирчя Снегур, разъезжал по республике с целым караваном микроавтобусов. Сельских жителей, не имевших транспорта, чтобы вывести урожай с полей, это возмутило настолько, что Снегур потерял огромное преимущество, которое имел в начале предвыборной кампании.

Гражданское общество в Молдове, хотя и находится еще на этапе становления, все же стало отличаться более активной позицией. Электорат республики уже нельзя более рассматривать как однородную массу. Каждый гражданин руководствуется своими представлениями о настоящем и будущем страны. Иногда аналитики изначально недоумевали по поводу результатов тех или иных выборов, но потом приходили к мнению, что во всем есть зерно рациональности.

XS
SM
MD
LG