Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 114 - 2005-01-30


Записи, звучащие в программе:

“Nearnesss of You”. У. Кармайкл
Стив Турре – тромбон; Джеймс Картер – тенор-саксофон; Малгру Миллер – рояль; Бастер Уильямс – бас; Виктор Люис – ударные
“Stompin at the Savoy”. Бенни Гудман
“E.J.”. Стив Турре
Дэвид Санчез – тенор саксофон; Стивен Скотт – рояль; Питер Вашингтон – бас; Люис Нэш – ударные; Джиованни Гидальго – конга, цимбалы, карильон; Стив Турре – тромбон

Сегодня я предлагаю вам знакомство со Стивом Турре, названным журналом «Даунбит» лучшим тромбонистом 2004 года – в результате опроса и критиков и читателей. Хочу подчеркнуть это обстоятельство, ибо зачастую мнения критиков и читателей кардинально расходятся. В данном случае они проявили полное единодушие.

Подобно большинству новаторов, Стив Турре в своем творчестве идет путем парадоксов. С одной стороны, во всем, что он делает, есть математическая логика и ювелирная точность. Как сказал о нем его ментор и кумир Джей Джей Джонсон, он всегда контролирует свои эмоции и точно ими распоряжается. Но, с другой стороны, он наделен воображением безумного ученого, готового на самые отчаянные эксперименты. И это качество, эта способность в нем всячески поощрялась и пестовалась другим его наставником, Роландом Керком.

Сам Турре говорит, что встреча с ним в шестидесятые годы, когда он только-только окончил школу, навсегда изменила его жизнь… Турре часто называют «проповедником тромбона»: взбунтовавшись против монополии «труба – саксофон», он делает все для того, чтобы привлечь внимание к тромбону и заставить этот инструмент уважать. В записи диска “TNT” – ничего загадочного, кстати, в этом названии нет, оно расшифровывается просто как «тромбон и тенор» – приняли участие три разных состава, однако в каждый включена пара тромбон – тенор-саксофон: Джеймс Картер, Дюи Рэдман и Дэвид Санчез. Не могу не удержаться от того, чтобы не дать справку: Картер играет и на теноре, и на баритон-саксофоне. В результате пятьдесят второго опроса критиков и шестьдесят девятого – читателей журнала «Даунбит», он был назван лучшим баритон-саксофонистом 2004 года. Титул лучшего тенора достался Джо Ловано.

Первой мечтой Стива Турре была скрипка, на которой он некоторое время учился играть. Но когда ему исполнилось десять, отец, сказав, что все начинающие играть на скрипке звучат, как ополоумевшие мартовские коты, мечту о скрипке убил, что называется, в зародыше. «Берись за трубу, - посоветовал он мне, - рассказывает музыкант. - А потом случилось так, что я пошел с ним на парад и увидел марширующий оркестр. Разумеется, тромбоны шли впереди просто потому, что для кулисы нужно место. Меня эта выдвигающаяся штуковина совершенно загипнотизировала. Вот это да! - сказал я себе и решил попробовать тромбон. Это была любовь не только с первого взгляда, но и с первой пробы!».

В композиции Гудмана “Stompin at the Savoy”, этой классика эпохи свинга, ставшей визитной карточкой гениального ударника и бэнд-лидера Чика Уэбба, который был одним из столпов эры свинга партию тенор-саксофона играет Дюи Рэдман. Турре не скрывает своего восхищения этим мастером, которому в момент записи в 2000 году исполнился 71 год. «Подобно Роланду Керку, чтобы он ни играл – а он играл все, в том числе свободный джаз с Орнеттом Колманом – Дюи всегда остается собой в том смысле, что он не теряет своей индивидуальности», - говорит Стив Турре.

Старые мастера всегда были для меня маяками, на которые я ориентировался, - продолжает тромбонист. - Мне везло: я работал с Артом Блейки, играл в оркестре Рэя Чарлза и квинтете Вуди Шо, работал в ансамбле одного из гениальных новоорлеанцев, трубача Лестера Буви. И, наконец, я встретился с Диззи… Мой опыт с Гиллеспи был, пожалуй, самым потрясающим, потому что, в известном смысле, Диззи – «отец» всех упомянутых мной музыкантов. Кроме что разве Арта. Диззи, как и Арт Блейки, стоял у истоков бибопа. И, в каком то смысле, он – причина того, что тромбон отодвинули на второй план, потому что играть наравне с ним, делать то же, что он и другие трубачи бибоповцы, быть способным передать с помощью тромбона все ритмические, гармонические и мелодические находки бибопа было совсем не просто. Но Джей Джей (Джонсон) сумел это сделать. И теперь я пытаюсь вернуть тромбону его былую роль. Ибо ведь, в сущности, в том же Новом Орлеане, в самом начале существования джаза, величайшие музыканты Кинг Оливер и Кид Ори были тромбонистами».

Я уже упомянула о том, что в записи диска “TNT” приняли участие три разных состава и, соответственно, три тенор-саксофониста. Сегодняшнюю встречу завершит композиция Стива Турре “E.J.” – это инициалы недавно скончавшегося гениального ударника Элвина Джонса – с участием третьего из них, Дэвида Санчеза.

Я хочу предварить ее словами «евангелиста тромбона» Стива Турре, которому 12 января исполнилось 57 лет: «Музыкант, как и врач, должен исцелять людей. Музыка помогает людям, она способна поднимать настроение и рождать добрые чувства. До тех пор, пока мне будет удаваться это делать, я счастливейший человек!».

XS
SM
MD
LG