Линки доступности

Американский музыкальный театр. Выпуск 6 - 2005-01-23


Как я уже упоминала, либретто мюзикла “Dreamgirls” основано на подлинной истории черного вокального трио «Супримс», чрезвычайно популярного в шестидесятые годы. Самая талантливая из трех – Эффи, не соответствующая сложившимся канонам, согласно которым популярная певица должна быть тонкой, изящной, блистательной и неотразимой «девушкой с обложки», вынуждена уступить место в ансамбле, пусть менее талантливой, но зато отвечающей «стандартам» Дине (прообразом ее была Дайана Росс). И трио в новом составе начинает восхождение по ступеням славы…

Создавая точную музыкальную картину времени, которое охватывает действие мюзикла, композитор Генри Кригер, уничтожил, по словам критика Кевина Келли, тот разрыв, который образовался в семидесятые годы между популярными «городскими» песнями и театральными, бродвейскими.

«Если раньше для Бродвея охотно писали замечательные композиторы – Берлин, Гершвин, Портер, то сейчас те, кто создает популярную музыку, все реже и реже делают что-либо для Бродвея, - писал Келли, - Между Бродвеем и поп- музыкой пролегла глубокая пропасть. Казалось, времена, когда вы, покидая театр, уже напевали или насвистывали какую-то полюбившуюся вам мелодию, канули в безвозвратное прошлое. Мюзикл «Дримгерлс» вернул нам эти времена, и все мы с облегчением вздохнули. Крегеру удалось вернуть Бродвейскому мюзиклу живость, искрометность и непосредственность».

Вторя Келли, критики отмечали и тот факт, что в лице постановщика и хореографа спектакля Майкла Беннета, Кригер нашел не просто союзника, но и вдумчивого соавтора. Беннет создал динамичный, экспрессивный спектакль, который ошеломлял своим напором, страстью, темпераментом,

Смело используя кинематографические приемы: быструю смену эпизодов, крупный план, наплыв, вводя в спектакль параллельное существование героев сразу на нескольких площадках, ярко высвеченные фигуры на авансцене и размытые силуэты на заднем плане, Беннет добивался эффекта непрекращающегося ни на секунду движения, создавая ощущение, во всяком случае, у меня, «захлеба», в котором живут попавшие в водоворот шоу-бизнеса героини спектакля. Созданная им пластическая партитура спектакля не уступала по безупречности его шедевру “Chorus Line”.

Сам он признавался, что не без страха приступал к работе над «Дримгерлс»: «Тень «Корус лайн» незримо витала надо мной, - говорил Беннет уже после премьеры, - Я избавился от нее волевым усилием, сказав себе, что имею право на неуспех и даже на провал».

Но опасения Беннета были напрасны: и публика, и критики приняли спектакль на ура.

Одно из наиболее часто повторяемых слов в спектакле – “dream”, то есть, «мечта». Собственно, оно присутствует и в названии ансамбля, о котором идет речь. В ходе развития сюжета мы становимся свидетелями того, какие метаморфозы претерпевает эта мечта, становясь реальностью.

Второе слово – свобода. Когда героиням кажется, что они близки к осуществлению своей «мечты»: они поднимаются на вершины шоу-бизнеса, их пластинки мгновенно раскупаются, они приобретают международную известность, к ним одновременно приходит горькое сознание того, что они теряют свободу и независимость, ключом к обретению которой они считали успех.

Авторы мюзикла "Dreamgirls”, создавая картину взлетов и падений в жизни героинь, обманутых надежд и неожиданных триумфов, горьких разочарований и сладостных реваншей, ненавязчиво, но в то же время последовательно, сопровождают эту историю борьбы за успех рефреном, который придает всему происходящему особый смысл: шоу- бизнес, как бы говорят они, это – шоу-бизнес.

В этом рефрене можно расслышать иронию, но есть в нем и откровенное восхищение людьми, у которых хватает сил устоять и выстоять, и некоторое сострадание к ним, и недоумение перед загадочными законами этого самого шоу- бизнеса…

И в этом есть известная уловка, ибо кто же такие сами создатели мюзикла, как не люди, которые этот шоу-бизнес делают. И в нем живут. Не зря же Майкл Беннет, именно в связи с этим мюзиклом сказал: «Я люблю шоу-биз всеми силами моей души, люблю его законы, люблю его горькие и такие сладостные плоды».

Мюзикл кончается тем, что ансамбль, уже в новом составе, распадается. В последний раз появляются «Дримс» перед публикой, чтобы пропеть: «Это так тяжело – сказать «До свиданья!».

В сущности, это их поражение. Но и поражение они делают материалом для еще одного, последнего и триумфального выступления.

Чтобы ни случилось “Show must go on” – представление должно состояться. Это закон шоу-бизнеса. Вступившие на его стезю этому закону подчиняются. Мы перевернули еще одну страницу Бродвейской истории, посвященную мюзиклу Генри Кригера и Тома Йина “Dreamgirls”

До следующей встречи.

XS
SM
MD
LG