Линки доступности

Новый пост Кондолизы Райс - 2005-01-16


На следующей неделе Конгресс приступит к утверждению в должности государственного секретаря Кондолизы Райс, которая в первый срок президентства Джорджа Буша была его советником по национальной безопасности.

Первым крупным международным инцидентом, с которым пришлось иметь дело администрации президента Буша, было столкновение китайского истребителя с американским разведывательным самолетом. Кондолиза Райс проявила немало дипломатического умения и твердости в улаживании этого происшествия. Но главным событием, определившим ее деятельность, стало террористическое нападение 11 сентября 2001 года. «В тот день я была дежурным сотрудником Белого дома, - вспоминает Райс. - Я никогда не забуду нахлынувшего на меня ощущения горя и гнева. Я также никогда не забуду мужества и стойкости американского народа и лидерских качеств, проявленных в тот день президентом».

11 сентября в подземном бункере рядом с Кондолизой Райс находился начальник Центра по борьбе с терроризмом Ричард Кларк. По его воспоминаниям, президент Буш сразу же нацелил своих сотрудников на поиски связи между нападениями террористов и действиями Саддама Хуссейна для обоснования вторжения в Ирак.

Надпартийная комиссия по расследованию событий 11 сентября хотела задать Кондолизе Райс вопросы в связи с этими утверждениями. Но Джордж Буш не разрешил ей давать показаний, заявив, что допрос Конгрессом президентского советника по национальной безопасности явится опасным прецедентом. Затем, однако, под давлением со стороны оппозиции и членов его собственной партии Буш снял возражения. Выступая в комиссии, Кондолиза Райс отвергла утверждения Кларка, заявив, что исключительным намерением Белого дома было лишить террористов поддержки главных спонсоров «Аль-Кайды» в Афганистане: «Могу вам сказать, что когда президент начал по очереди опрашивать своих советников, ни один человек из его ближайшего окружения не высказал предложения о военной акции в Ираке. Все говорили только об Афганистане».

Позднее, как отмечала Райс, она выступила против предложения европейцев дать инспекторам по вооружениям больше времени на проверку объектов в Ираке, поскольку это будет играть на руку Саддаму: «Я считала, что для иракского народа пришла пора вернуться в международное сообщество. Для всего мира пришла пора избавиться от угроз диктатора-палача, обладавшего оружием массового поражения. А страны региона должны были получить шанс на возвращение к нормальной жизни».

Главным предлогом, приводившимся президентом Бушем в обоснование военной интервенции в Ираке, было наличие там оружия массового поражения. В подтверждение этого тезиса Белый дом привел попытки Саддама закупить партию урана в Африке. Пассаж об этом был вставлен в послание президента Конгрессу о состоянии государственных дел. Но довольно быстро выяснилось, что версия об африканском уране основывалась на поддельных документах.

Ответственность за недостаточную бдительность при проверке информации для президентского послания взял на себя заместитель Совета национальной безопасности Стивен Хэдли. Кстати, его кандидатура названа в качестве преемника Кондолизы Райс на посту советника Белого дома в случае утверждения ее кандидатуры в должности государственного секретаря.

После событий 11 сентября госпожа Райс принимала активное участие в реорганизации разведывательных структур. По ее мнению, единственное, что может остановить насилие, это налаженный обмен информацией: «Террористы вели с нами войну, когда мы еще не были в состоянии войны с ними. Двадцать с лишним лет террористическая угроза витала над Америкой, но наша реакция на это – реакция нескольких администраций обеих партий – была неадекватной».

Кондолиза Райс не упускала случая встать на защиту президента и его политики. Вместе с тем, она считала важным налаживание отношений с союзниками Америки, выступавшими против вторжения в Ирак: «Частью демократии, частью свободы слова, частью политики является поддержание открытого диалога и выслушивание открытой критики, - говорит Райс. - Так было всегда. Не в первый раз давние и верные демократические друзья Америки выражают несогласие с ее политикой».

Если Конгресс утвердит ее назначение, Кондолиза Райс, руководившая прежде небольшим штатом сотрудников Белого дома, окажется во главе государственного департамента – ведомства с многотысячным составом. Если раньше ее функцией было выслушивание министров, желавших довести что-то до сведения президента, то теперь она сама станет одним из министров. Если прежде ей приходилось балансировать конкурирующие вопросы, ждавшие решения президента, то теперь ей придется представлять интересы громадного дипломатического корпуса Соединенных Штатов.

XS
SM
MD
LG