Линки доступности

Демократы и республиканцы заранее готовятся к борьбе за место в Верховном Суде - 2005-01-07


Представители Республиканской партии надеются, что у президента Буша будет возможность номинировать в Верховный Суд как минимум одного судью в течение своего второго срока в Белом Доме. Однако демократы уже сейчас готовятся к борьбе на случай, если в Верховном Суде действительно откроется вакансия.

Прошло более десяти лет с тех пор, как новый судья был назначен в состав коллегии Верховного Суда США, состояшей из девяти человек. Это самый длительный период без вакансии в высшем судебном органе страны с 1823 года.

Помимо всего, в настоящее время серьезное беспокойство вызывает состояние здоровья верховного судьи Уильяма Ренквиста, у которого рак щитовидной железы. Позднее в этом месяце во время инаугурации Ренквист приведет к присяге президента Буша на второй срок в Белом Доме. Однако эксперты задумываются о том, как долго 80-летний Ренквист сможет оставаться на своем посту.

Учитывая реальную возможность того, что в Верховном Суде откроется вакансия в ближайшие несколько лет, если не раньше, активисты обеих главных партий страны уже теперь готовятся к настоящей тяжбе в Сенате вокруг кандидатуры верховного судьи. Республиканцы призывают президента в случае появления вакансии номинировать в Верховный Суд страны консервативного юриста.

Бывший сотрудник министерства юстиции в администрации президента Рейгана Брюс Файн считает, что Джордж Буш должен номинировать юриста, по своим взглядам соответствующего наиболее консервативным нынешним членам Верховного Суда — Антонину Скалия и Кларенсу Томасу. «Президент Буш, — считает Файн, — должен предложить кандидатуры консерваторов, разделяющих философские взгляды Скалия и Томаса, как он и обещал в ходе своей предвыборной кампании».

Президент пока не называл конкретного кандидата на случай вакансии. Но некоторые его комментарии, сделанные после переизбрания, дают консерваторам надежду на то, что президент смело подойдет к своему выбору. «Вы спрашиваете, чувствую ли я себя свободно? — сказал Буш. —Давайте скажем так: в ходе избирательной кампании я заработал капитал, политический капитал, и теперь я намерен его потратить. Это мой стиль».

Находящиеся в оппозиции демократы полностью готовы к предстоящей борьбе. Либеральные организации, обеспокоенные необходимостью защитить право на аборты, уже сейчас предупреждают президента, что номинация судьи умеренных взглядов даст наилучшую возможность для утверждения его кандидатуры Сенатом. «Имеет ли президент Буш мандат на перекройку федеральной юрисдикции по своему усмотрению? Ни в коем случае», — говорит Нэн Эрон, представляющая «Альянс за справедливость» — либеральную организацию, которая выступала против нескольких номинаций президента в федеральные суды.

По ее словам, Верховный Суд уже сейчас склоняется вправо по большинству вопросов, и еще один консервативный судья в его составе окончательно склонит чашу весов в пользу крайне правых: «Мы, американцы, слишком многое принимаем как должное: я имею в виду основные структуры, которые защищают нас и наше окружение. Нынешняя администрация будет стараться ввести в состав Верховного Суда лиц, которые отменят то, что мы принимаем за должное».

Политические обозреватели указывают, что назначения в Верховный Суд очень важны потому, что они определят наследие президента на долгие годы после того, как он покинет Белый Дом. «Делая назначения в Верховный Суд, президент оставляет наследие на многие десятки лет, — говорит исследователь института президентства Аллан Ликтмэн, сотрудник Американского университета в Вашингтоне. — И, будучи доминирующей силой в Республиканской партии, консерваторы будут добиваться от президента номинации чрезвычайно консервативного кандидата. Демократы, со своей стороны, будут предлагать умеренного кандидата».

Борьба вокруг утверждения кандидатуры члена Верховного Суда будет проходить в Сенате. Для утверждения требуется простое большинство из ста сенаторов. Однако демократы постараются не пропустить кандидатуру, пользуясь тактическим приемом бойкота, известным как «флибустьерство», при которой номинация блокируется бесконечными дебатами.

Чтобы одолеть барьер «флибустьерства», республиканцам необходимо набрать 60 голосов. В настоящее время в Сенате 55 республиканцев, 44 демократа и один независимый.

XS
SM
MD
LG