Линки доступности

У Альберто Гонсалеса хорошие шансы стать министром юстиции - 2005-01-07


Настоящему допросу подвергся в четверг на слушаниях в Сенате кандидат президента Буша на пост министра юстиции Альберто Гонсалес. Под сомнение ставилась его роль в выработке политики, которая, по мнению критиков, открывает возможность применять пытки в отношении подозреваемых в терроризме.

На слушаниях в юридическом комитете Сената особое внимание обратили на несколько документов, касающихся пленных и составленных или утвержденных Гонсалесом, который тогда был официальным юридическим советником Белого Дома. В одном из документов он писал президенту Бушу, что подозреваемые террористы не должны иметь статус военнопленных согласно Женевской конвенции.

Демократы, в частности, сенатор Патрик Лехи из Вермонта, заявляют, что мнение, выраженное Альберто Гонсалесом, возможно, послужило причиной пыток в тюрьме «Абу-Грейб» в Ираке, а также плохого обращения с пленными на базе Гуантанамо на Кубе. «Советник Белого Дома судья Гонсалес был в центре дискуссий в отношении статей Женевской конвенции во время войн в Афганистане и Ираке. Дискуссии касались легальных методов задержания и допросов, которые были эквивалентны пыткам. Вы курировали формулирование данной администрацией экстремальной позиции неограниченной исполнительной власти и беспрецедентной правительственной секретности. Я надеюсь, — сказал сенатор Лехи, — что все будет по-другому, судья Гонсалес, если вас утвердят на посту министра юстиции».

Даже сенатор-республиканец из Южной Каролины Линдси Грэм, который намерен голосовать за утверждение кандидатуры Гонсалеса, выразил свою обеспокоенность: «Этот меморандум, по-моему, ставит наших солдат в рискованную ситуацию, поскольку военная юриспруденция конкретно считает преступлением плохое обращение с нашими задержанными военнослужащими».

Однако после многочисленных вопросов законодателей, среди которых был и сенатор-демократа из Иллинойса Дик Дурбин, судья Гонсалес заявил, что он никогда не выступал в поддержку пыток, и обещал, что в случае утверждения на посту министра юстиции он полностью будет следовать международным соглашениям в отношении заключенных.

В то же время Альберто Гонсалес защищал свою позицию относительно того, что Женевская конвенция не должна касаться «Аль-Кайды», поскольку эта организация не подписывала какие-либо соглашения. Тем не менее даже с задержанными террористами «Аль-Кайды» следует обращаться гуманно, сказал он.

«По-моему, — заявил кандидат на пост министра юстиции, — решение не придерживаться Женевской конвенции в нашем конфликте с «Аль-Кайдой» было правильным по ряду причин. Прежде всего это было бы оскорблением Женевской конвенции. Это стало бы наградой за наказуемое поведение. Это помешало бы нашим войскам одержать победу над «Аль-Кайдой», поскольку ограничило возможности получать информацию от задержанных. Мы были бы вынуждены держать всех заключенных вместе, где они могли бы обмениваться данными и сговариваться о своих ответах, могли бы планировать нападения на конвоиров. Больше того, они могли бы воспользоваться иммунитетом военнослужащих за различного рода военные преступления».

Отвечая на вопросы председателя комитета — республиканца из Пенсильвании Арлена Спектера, Альберто Гонсалес сказал, что он был потрясен фотографиями, на которых американские солдаты издеваются над пленными в тюрьме «Абу-Грейб» в Ираке, но отказался назвать их действия нарушением закона: «Как рядовой гражданин я шокирован и возмущен этими фотографиями, но как кандидат на пост министра юстиции я воздержусь от юридической оценки того, является ли это поведение уголовным преступлением».

Такой ответ привел в негодование многих демократов, включая сенатора из Делавера Джо Байдена, который сказал, что Гонсалес проявил неискренность, не желая назвать пытки в тюрьме противозаконными: «Это ваша обязанность — представить нам ваше официальное мнение, чтобы мы могли определить вашу юридическую позицию. Просто невероятно, даже не верится. Мы ожидаем от вас честного ответа».

Республиканцы высоко отзываются о кандидате, который, если будет утвержден, станет первым американцем латиноамерикаского происхождения на посту министра юстиции США. Сын мексиканских иммигрантов Альберто Гонсалес служил в Военно-Воздушных Силах США, затем закончил юридический факультет Гарвардского университета, после чего Джордж Буш, который был в то время губернатором Техаса, назначил его в Верховный Суд этого штата. «Он — пример вдохновения и гордости для его семьи, его друзей и всех нас, кто считает великий штат Техас своим домом, — сказал о кандидате Гонсалесе техасский сенатор-республиканец Джон Корнин. — Судья Гонсалес неоднократно и с честью выполнял свой долг в войне против терроризма».

Пресс-секретарь Белого Дома Скотт Макклеллан сказал, что судья Гонсалес пользуется полным доверием президента Буша.

Несмотря на многочисленные споры по поводу мнений, высказывавшихся Альберто Гонсалесом, ожидается, что он будет утвержден Сенатом. Гонсалес заменит на этом посту Джона Эшкрофта, который сам неоднократно подвергался критике за использование законов, которые, по мнению некоторых, подрывают принципы гражданских свобод.

XS
SM
MD
LG