Линки доступности

Новости Голливуда - 2005-01-07


Вынужденная посадка

С кино такое нередко случается. Идешь на фильм, «раскрученный» прессой, идешь на проверенных кассой звезд, а картина оказывается сделанной куда ниже ожиданий, а то и просто провальной. На просмотр нового фильма студии «20th Century Fox» «Полет Феникса» (Flight of the Phoenix) я шел без всяких эмоций, тем более что картина непонятно как затесалась в самый конец прошлого года, когда на экранах доминировали произведения, претендующие на номинации на разнообразные призы, в особенности на «Золотой Глобус» и «Оскар».

На «Золотой Глобус» номинаций не последовало. Подозреваю, что и «Оскар» обойдет «Полет Феникса» вниманием. Что совершенно не лишает картину целого ряда достоинств.

В первую очередь я бы отметил работу оператора-постановщика Брендана Галвина («В тылу врага», режиссер Джон Мур). Джон Мур и пригласил Галвина на «Полет Феникса». И режиссер, и оператор имеют большой опыт в работе над рекламными роликами, в том числе и совместно сделанными. Отсюда изысканная стилистика «Феникса». Иногда кадры фильма, снятые в пустыне, напоминают панорамы из классической картины «Лоуренс Аравийский» режиссера Дэвида Лина. Но в «Полете Феникса» эпический визуальный размах лишь служит интересным фоном для в общем-то камерной истории о выживании.

Было сделано немало фильмов об авиационных катастрофах, после которых немногие выжившие в борьбе за жизнь теряют человеческое достоинство, иногда доходя до людоедства. В «Полете Феникса» авиационная катастрофа тоже случается, но у сюжета есть неожиданный поворот. К финалу авторы сценария, опытный Скотт Франк («Особое мнение») и больше известный как актер Эдвард Бернс («Братья Макмаллен») приготовили энергичную и духовно возвышающую коду, придающую фильму дополнительную философскую глубину.

Но до финала еще нужно, как говорится, долететь — что создатели картины и исполнители ролей делают с убедительной уверенностью. Начинается «Полет Феникса» с... полета. «Воздушный извозчик», опытный пилот Фрэнк Таунс (Дэннис Куэйд) летит на видавшем виды винтовом транспортном самолете в центр пустыни Гоби, чтобы эвакуировать команду разведывательной буровой вышки, не обнаружившую нефть. В первых же сценах, показывающих загрузку самолета оборудованием базы, энергично заявляются центральные характеры и обозначаются будущие конфликты. Таунс пикируется с руководителем команды буровой Келли (Миранда Отто), загадочным персонажем предстает некто Эллиот (Джованни Рибиси), колоритны и другие нефтяники. Из трех главных персонажей, названных выше, самым интересным мне показался Эллиот, как его представил талантливый молодой актер Рибиси.

Когда самолет терпит аварию в результате песчаной бури и совершает вынужденную посадку, или, лучше сказать, частично контролируемое падение, представленная ранее группа людей оказывается отрезанной от мира среди песков с ограниченным количеством воды и пищи. Как и в любой группе людей, объединенных общей целью или проблемой, среди персонажей фильма начинается борьба за лидерство. Между бывалым Таунсом и молодым и весьма эксцентричным (и даже эгоистичным) Эллиотом возникают довольно сложные отношения. При других обстоятельствах задубелый в мужской работе Фрэнк, возможно, был бы вынужден физически ликвидировать Эллиота. Но последний абсолютно необходим группе, поскольку, неожиданно представившись конструктором самолетов, предлагает товарищам по несчастью построить аэроплан из уцелевших частей «Феникса», в том числе и мотора.

С этого момента, с отвлечением на приключения, необходимыми по условиям жанра, фильм превращается в размышление-призыв к людям действовать солидарно, презрев индивидуализм. Куэйд и Рибиси показывают своих героев во всей их сложности, порой моральной неприглядности, но при этом оставляют место для торжества человеческого в человеке.

Не подумайте, что я здесь представляю вам новый шедевр американского кино. «Полет Феникса», конечно, не «Авиатор» режиссера Скорсезе.

Но и «Феникс», казалось бы, «проходной» фильм, взлетает довольно высоко.

XS
SM
MD
LG