Линки доступности

Нью-йоркский Комитет защиты журналистов встревожен решением Московского арбитражного суда - 2005-01-06


Московский городской арбитражный суд вынес решение о взыскании с ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» огромной суммы в пользу «Альфа-Банка» за опубликование 7 июля в газете «Коммерсантъ» статьи под заголовком «Банковский кризис вышел на улицу», в которой сообщалось о больших очередях вкладчиков в отделениях банка. Статья в «Коммерсанте» появилась на следующий день после того, как «Альфа-Банк» опубликовал сообщение о финансовых трудностях на российских финансовых рынках, и через два дня после того, как другие газеты сообщали о финансовых проблемах в «Альфа-Банке» и других банках России. «Альфа-Банк» подал в суд на газету «Коммерсантъ» на том основании, что статья в газете нанесла ущерб финансовым рынкам и побудила россиян изымать свои вклады из «Альфа-Банка» в больших количествах.

Нью-йоркский Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) выразил беспокойство решением суда. В заявлении говорится, что журналистам должна быть предоставлена свобода сообщать обо всем, что представляет интерес для читателей, и что «Коммерсантъ» просто выполнял свою работу.

Почему нью-йоркский Комитет защиты журналистов выражает озабоченность по поводу разбирательства между двумя российскими коммерческими предприятиями? Этот и другие связанные с этим вопросы в интервью Русской службе «Голоса Америки» комментирует координатор Европейских и Центрально-азиатских программ Комитета защиты журналистов Алекс Лупис.

Алекс Лупис: Я думаю, потому, что сумма штрафа такая большая. Мы все знаем, что по международным правилам люди имеют право подавать в гражданский суд на СМИ, если они с чем-то не согласны. Но штраф должен быть соразмерным «преступлению». Но когда от газеты требуют такую большую сумму, тогда дело выглядит так, будто кто-то хочет газету закрыть.

Во-вторых, здесь уже есть прецедент. Мы, люди, следящие за событиями в России, знаем, что «Коммерсантъ» уже чувствует давление со стороны государства и олигархов, поддерживающих Путина. С их стороны это выглядит как еще один шаг к тому, чтобы взять газету под свой контроль. Мы знаем, что Кремль уже успел взять под контроль все главные телеканалы, а в последние несколько месяцев оказывает все больше и больше давления на газеты. Как вы знаете, после Беслана был уволен редактор газеты «Известия» Раф Шакиров. Все выглядит довольно неприятно.

Люсьен Фикс: В заявлении Комитета защиты журналистов говорится, что неимоверная сумма (около 11 миллионов долларов), присужденная «Альфа-Банку», несомненно окажет отрезвляющий эффект на российскую прессу и заставит ее еще больше осуществлять самоцензуру…

А.Л.: В России уже существует мощнейшая самоцензура, и не только из-за политизированных судебных процессов. В России продолжают убивать журналистов. Что касается «Коммерсанта», он опубликовал сообщение об обычном событии в Москве. Совершенно нормально, что газета печатает материалы о том, что происходит в банках и в бизнесе. Но если журналисты и редакторы увидят, что за такую статью могут судить и присудить к такому штрафу, они будут все меньше и меньше писать о важных темах для российского общества.

Л.Ф.: Двадцатого октября 2004 года Московский арбитражный суд постановил, что опубликованием статьи «Коммерсантъ» нарушил статью 39-ю закона о прессе, которая запрещает печатать «искаженную информацию и распространять слухи под видом правдивых заявлений». На это генеральный директор «Коммерсанта» Андрей Васильев заявил, что все, что было опубликовано в статье, — чистая правда и что управляющие «Альфа-Банка» знают это. Он обвинил владельца банка Михаила Фридмана в попытках обанкротить газету, потому что ее владелец — критик Кремля Борис Березовский — отказался продать ему «Коммерсантъ». Не считаете ли вы это разборками между российскими олигархами, или же это давление Кремля? В прошлом «Коммерсантъ» критиковал и политику самого Путина…

А.Л.: Трудно сказать. Это может быть и то и другое. Как мы видели в случае с НТВ, «Газпром» взял станцию под свой контроль. Кремль иногда использует большой бизнес, чтобы брать СМИ под свой контроль. Вполне возможно, что это связано с давлением Кремля, но это можно также отнести и к разборкам между олигархами. Но самое главное — это то, что история с «Коммерсантом» окажет плохое влияние на свободу прессы в России, которая и так уже на плохом уровне.

XS
SM
MD
LG