Линки доступности

Медики готовятся к нападению биотеррористов


После терактов 11 сентября 2001 года США приступили к создания запасов лекарств, вакцин и других медикаментов, направленных против возбудителей инфекций, которые могут возникнуть в случае биотеррористического нападения на страну. Но, как предупреждают специалисты, даже самая тщательная подготовка может оказаться неадекватной, так как все существующие лечебные средства не гарантируют спасения от ряда заболеваний, в частности от сибирской язвы.

Какие меры можно предпринять для уменьшения потери при атаке биотеррористов? Этой теме была посвящена конференция, проходившая недавно в университете Джорджа Мейсона под Вашингтоном. Ее спонсором был Национальный центр биозащиты.

В 2001 году в Америке произошла вспышка сибирской язвы, вызванная бактериями, разосланные террористами по почте. Заболели 17 американцев, пять из них умерли. Несмотря на усиленные поиски, биотеррористы так и не были пойманы.

Спасение населения в случае биологической атаки с применением возбудителя сибирской язвы зависит от быстроты действий медиков, указывает Светлана Хопкинс - научный сотрудник Национального центра биозащиты в Фэрфаксе (Вирджиния): «Единственное, что имеют в своем распоряжении медики для лечения сибирской язвы, – это антибиотики. При этом агрессивно текущем заболевании для спасения заболевших у них есть лишь часы, но никак не дни».

Введение антибиотиков в течение первых суток после контакта с возбудителем сибирской язвы, дает 50%-ный шанс выжить. По прошествии двух-трех дней с момента заражения вероятность выживания равна нулю.

Однако чаще всего диагноз сибирской язвой ставится слишком поздно: «Такие пациенты, — говорит д-р Хопкинс, — обычно попадают в больницу на следующий день или через два-три дня после того, как заболели. Другими словами, нужна методика лечения более поздних стадий сибирской язвы. Сейчас мы занимаемся поисками наиболее эффективной комбинации нескольких лекарств, лечебное действие которых дополняет друг друга».

Светлана Хопкинс считает, что уже найдены некоторые компоненты искомой комбинации, которые относятся к классу так называемых ингибиторов протеазы, то есть лекарств, применяемых при для лечения ряда онкологических заболеваний и ВИЧ-инфекции. Их назначают пациентам, страдающим раком, так как они блокируют действие ферментов, ответственных за опухолевый рост. Ученые полагают, что, по всей вероятности, те же препараты будут блокировать размножение бактерий и вирусов при инфекционных заболеваниях.

По словам Светланы Хопкинс, недавно были проведены испытания пяти ингибиторов протеазы на лабораторных животных, которых предварительно заразили бактериями сибирской язвы. Каждый из препаратов сам по себе не излечивает болезнь. Но несколько комбинаций трех из этих препаратов в сочетании с антибиотиками – ципрофлокацином и доксициклином — продемонстрировали замечательные результаты. Одна особо эффективная комбинация включала ингибитор протеазы дисульфирам и антибиотик доксциклин.

«Мы начали введение этих препаратов мышам через 48 часов после заражения, — рассказывает д-р Хопкинс, — и получили совершенно потрясающие результаты. При введении одного доксициклина выжили 30% животных, а введение комбинации дисульфирама и доксициклина излечивало 60% мышей. Мы даже не могли поверить, что эти тяжело больные мышки выжили».

Если аналогичные результаты могут быть получены на людях, это явится значительным достижением в лечении сибирской язвы.

Конференция, на которой выступала Светлана Хопкинс, имела целью обмен опытом между специалистами по биозащите и учеными, работающими в других областях медицины, с целью разработки более эффективных методов защиты населения от биологической атаки.

Директор созданного два года назад Национального центра биозащиты Кен Алибек, который в прошлом, живя в СССР, занимался разработкой биологического оружия, считает, что исследования возбудителей патогенных микроорганизмов, которые могут применяться в качестве биологического оружия, таких, как возбудители натуральной оспы или сибирской язвы, в эпоху международного терроризма приобрели особую значимость. «Всегда считалось, что такие области биологии, как исследования рака и биозащита, чрезвычайно далеки друг от друга, - говорит д-р Алибек. - Три года назад никому бы не пришло в голову использовать для биозащиты методы и лекарственные препараты, применяемые в онкологии, или наоборот».

Но теперь доктор Алибек и его коллеги приветствуют сотрудничество ученых разных профилей. Правда, по его словам, на данный момент пока что не существует стопроцентно эффективных средств лечения ни для одной из форм биологической атаки.

XS
SM
MD
LG