Линки доступности

Дело «Юкоса» – «афера года»? <BR>Мнение эксперта - 2004-12-29


Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов вчера выступил с шокирующими по своей жесткости заявлениями по поводу наиболее «чувствительных» для власти событий уходящего года: продажи «Юганскнефтегаза», фактического развала «Юкоса», выборов на Украине и «экономических успехов» России.

«Голос Америки» попросил прокомментировать эти заявления профессора социологии университета штата Мичиган Владимира Шляпентоха.

Евгений Аронов:
Владимир Эммануилович, вы сказали, что во вчерашнем заявлении советника Путина по экономическим вопросам Илларионова, вас поразило сочетание слов «афера года», применительно к скандалу вокруг «Юкоса», и вы обещали расшифровать значение этого словосочетания. Пожалуйста, расшифруйте.

Владимир Шляпентох:
В российской либеральной прессе, в статьях Латыниной и, в особенности, в интервью Геращенко в «Новой газете» оба эти аналитика, как и некоторые другие, намекают, что в этой акции замешаны частные интересы людей в Кремле, включая президента Путина. Это придает этому событию какие-то новые, упоминавшиеся самыми жесткими критиками Кремля, моменты.

Е.А.:
В чем вы видите значимость подобного рода намеков?

В.Ш.:
Рассмотрим здесь два вопроса. Анализ ситуации, диагноз. И прогноз – что это значит для дальнейших событий в России. Я еще должен добавить к числу людей, которые прямо обвиняют Кремль, и даже президента, в каких-то имущественных интересах, Гарри Каспарова, который в своей статье в «Уолл-стрит джорнал» прямо говорил о том, что атака на «Вымпелком» (мобильная компания) продиктована интересами конкурента «Вымпелкома», компании «Мегафон», которая тесно связано с семьей Путина. Ну, я, как, в некотором роде, историк в прошлом, задет этими соображениями и высказываниями, ибо они напоминают мне ситуацию в ранней феодальной монархии, например - во Франции или в той же России, где король или царь не очень-то разделяли фонды государственные и фонды собственные. Собственно говоря, не Путин начал ни этот процесс, ни путь. А его предшественник Ельцин, который действительно, как короли Меровингской династии, не проводил разграничения между этими фондами. Это сделал Ельцин. И, если вы верите тому, что пишет Каспаров, на что намекает Геращенко, о чем почти прямо пишет Латынина, то это именно свидетельствует о существовании этого поразительного, исторически необычайно, интересного факта. Нужно сказать, что ни один советский лидер и близко не вел себя таким образом. Ни один. Начиная с Ленина и включая Брежнева, не говоря об Андропове и Горбачеве. Что это значит? Вчера опубликовано было еще и письмо Ходорковского на этот счет. И Илларионов, и Ходорковский, и Геращенко и другие лица видят в этом признак того, что российское государство, путинский режим, начинает, чуть ли не погибать, и что, так сказать, уже соответствующие слова написаны на стене. Вот тут-то я и расхожусь с российскими либералами и полагаю, что российское государство в лице Путина сейчас достаточно крепко. Ему практически ничего не угрожает. И он спокойно перенесет этот кризис с «Юганском», как он переносил все предшествующие кризисы. У Путина нет альтернативы. Путин остается легитимным лидером государства. Легитимность – это обстоятельство огромного значения. У Путина нет противников, нет и видимости другого центра власти, которую удалось создать Ельцину в борьбе с Горбачевым, или Ющенко в борьбе с Кучмой. Поэтому я полагаю, что ничто не угрожает путинскому режиму. Не следует драматизировать эти события.

Е.А.:
Так что фраза «афера года» и намеки на президента во внутренней кремлевской борьбе использоваться не будет?

В.Ш.:
Не будет. Это, конечно, загадочно – почему действует Илларионов, таким образом, но он действует так не впервые. Возможно, это какие-то внутренние игры Кремля, и, возможно – сценарий, утвержденный самим президентом. Честно говоря, эти кремленологические игры умеренно интересны для анализа событий в стране. Главное вот что: главное – поляризация взглядов на ближайшее будущее России. Либералы, включая Киселева, Леваду, Владимира Рыжкова, Гарри Каспарова и других, предвещают, чуть ли не, в той или иной форме, скорую гибель режима. Я эту точку зрения абсолютно не разделяю.

XS
SM
MD
LG