Линки доступности

«Мегатонны – в мегаватты» - 2004-12-29


Одной из главных угроз миру со стороны террористов считают попадание к ним в руки ядерных материалов и технологий. Между тем, эксперты по контртерроризму отмечают, что вероятность изготовления в подполье ядерного взрывного устройства кустарными средствами весьма мала. По крайней мере - в данный момент.

Краткая информация, промелькнувшая в СМИ в прошлом году, не привлекла особого внимания публики. Но в компетентных кругах, занимающихся безопасностью, она была воспринята со всей серьезностью. Информация гласила, что влиятельный саудовский имам дал Усаме бин Ладену благословение на использование ядерной бомбы в борьбе с «Большим Сатаной», как именуют исламисты Соединенные Штаты.

По мнению экспертов, для бин Ладена, действующего по строгому регламенту религиозной иерархии, это известие играет большую роль. Оно лишний раз подтвердило подозрения о том, что террорист номер один рвется к обладанию ядерным оружием. Насколько это опасно при наихудшем развитии событий?

«Основной массив разведывательной информации, которой мы располагаем, свидетельствует, что основные усилия террористических кругов сфокусированы на биологическом и химическом оружии, - отметил недавно заместитель госсекретаря Джон Болтон, ведающий проблемами международной безопасности. – Я не хочу сказать, что террористы отказались от замыслов использования радиологических материалов в «грязной бомбе». Но технология изготовления атомной бомбы в данное время им не зубам».

Несмотря на то, что принципиальная схема атомной бомбы давно не является секретом, эксперты указывают на следующие трудности ее изготовления: атомное взрывное устройство требует критической массы исходного материала – большого объема высокообогащенного урана или плутония; для его транспортировки нужны специально оборудованные свинцовые контейнеры; материалы надо провезти контрабандным путем через несколько границ, оборудованных датчиками и детекторами; конструирование бомбы и обращение с радиоактивным сырьем требует технического оборудования и аппаратуры, с которой умеют обращаться лишь хорошо подготовленные специалисты. В совокупности эти трудности ставят большой знак вопроса над вероятностью создания кустарными методами атомной бомбы.

Другой вариант наихудшего сценария – хищение атомной бомбы из плохо охраняемого хранилища. Но тут, как поясняют эксперты, имеется непреодолимая трудность: ядерные бомбы оборудованы сложнейшими предохранительными устройствами, которые невозможно открыть без помощи со стороны инсайдеров.

Тем не менее, Майкл Шоейер, возглавляющий в ЦРУ, группу, занимающуюся бин Ладеном, в беседе с журналистами в Вашингтоне высказал мнение, что «Аль-Кайда», по всей видимости, будет продолжать попытки приобретения атомной бомбы у российских гангстеров. Не оставят террористы и усилий выйти на продавцов радиоактивных материалов.

В начале года в центральной России был арестован человек, у которого на огороде за домом обнаружили несколько канистр с ядерными отходами. Арестованный утверждал, что нашел их на свалке и приберег «на всякий случай». Это дело до сих пор расследуется.

Атомные свалки в России – не редкость. В районе Мурманска, возле норвежской границы в ожидании демонтажа ржавеют десятки атомных подводных лодок советской постройки. Хранилища ядерных зарядов в других местах формально охраняются, однако аналитик московского отделения Фонда наследия Евгений Волк отмечает, что гарантии их безопасности весьма слабые: «Высокий уровень коррупции и низкий уровень квалификации среди офицеров вооруженных сил и сотрудников оборонной промышленности заставляют считаться с вероятностью попадания атомных зарядов в нежелательные руки. То же относится и к атомным секретам. После крушения Советского Союза немалое число российских ученых-атомщиков и работников оборонных объектов оказалось без работы и перспектив. Они отправились за границу, в частности – в Иран, где Россия строит атомную станцию».

Соединенные Штаты отдают себе отчет в серьезности проблемы и поэтому финансируют в странах бывшего Советского Союза ряд программ по уничтожению устаревших вооружений и укреплению безопасности хранения атомного и химического оружия. Одна из них представляет особый интерес.

В 93 году Вашингтон начал в России программу под названием «Мегатонны – в мегаватты». В рамках этой программы высокообогащенный уран из советских ядерных боеголовок перерабатывается в низкообогащенное топливо для американских АЭС. К настоящему времени переработано 225 тонн материала, достаточного для изготовления девяти тысяч ядерных боеголовок. Этот материал служит источником десяти процентов электроэнергии, производимой в Соединенных Штатах.

«В следующем десятилетии поставлена задача довести объем переработки до пятисот тонн, – говорит Чарлз Юрлиш, ответственный сотрудник американской энергетической фирмы “USEC”, осуществляющей программу «Мегатонны – в мегаватты». – Нельзя не радоваться мысли о том, что боеголовки советских ракет, нацеленных в свое время на американские города, сейчас служат источником электричества, освещающего эти самые города. Наша программа, крупнейшая в истории разоружения, по праву может служить образцом для других стран».

XS
SM
MD
LG