Линки доступности

Россия, Украина и Беларусь<BR>Мнение эксперта - 2004-12-27


«Голос Америки» обратился к профессору Стэнфордского университета, старшему исследователю Гуверовского института, автору многочисленных книг и газетных публикаций о России и странах СНГ Майклу Макфолу с просьбой поделиться своим мнением о последствиях событий в Украине для всего региона в целом, в первую очередь - для Беларуси и России. Сегодня мы предлагаем вам вторую часть этого интервью.

Алекс Кэмпбелл:
Накануне событий в Украине вы опубликовали в «Вашингтон пост» статью под заголовком «США должны обратить внимание на Восточную Европу», в которой вы высказывали озабоченность в связи с тем, что Ирак отвлекает внимание администрации Буша от ситуации в этом регионе. «Глава белорусского режима - диктатор, открыто восхваляющий Сталина и Гитлера, - писали вы тогда, - недавно снял любые ограничения на свое пребывание у власти. Я хотел бы также напомнить, что в этой стране нет ни одной независимой ветви власти, жестоко подавляется свобода слова и собраний, нагнетается антизападная истерия».

Не считаете ли вы, что при условии стабилизации положения дел в Украине после 26 декабря, новой горячей точкой региона может стать Беларусь?

Майкл Макфол:
Я не знаю, надо сказать честно, я не уверен, потому что диктатура в Беларуси – это действительно особый тип, это очень сильный и самый ужасный тип. Поэтому я считаю, что процесс либерализации там будет долгим. Однако я хочу подчеркнуть – согласно опросам общественного мнения, которые я видел, народ в Беларуси хочет жить, как живут нормальные европейцы. И почему один человек – Лукашенко – должен решать, что они не могут жить, как граждане нормальной, демократической Европы? Беларусь для меня – это часть Европы. Те, кто говорит, что это не так, распускают выдумки, пропаганду, чтобы защитить диктатуру. Я надеюсь, что время, когда Беларусь вновь станет нормальной, демократической, пусть даже скучной страной, как все другие в Европе, скоро придет, причем – чем скорее, тем лучше.

А.К.:
Как бы вы оценили ту роль, которую Россия могла бы сыграть в процессах демократизации в Беларуси?

М.М.:
Раньше я считал, что это возможно. Слишком рано говорить, что Путин является полностью антидемократическим человеком, я не готов об этом говорить, хотя его политика и действия в этом направлении очевидны. Сейчас Россия играет исключительно антидемократическую роль в Беларуси, и это изменится только тогда, когда к власти в России придут другие лидеры.

А.К.:
Каких перемен в политике администрации Президента Буша вы ожидаете во второй срок его пребывания у власти?

М.М.:
Я не ожидаю больших изменений, потому что у администрации есть большие проблемы, первую тройку которых составляют Ирак, Ирак и еще раз Ирак. Поэтому времени для решения других проблем остается очень мало, и я это прекрасно понимаю. Но я понимаю также, что президент Буш заявил, что для него самое главное - это поддержка развития демократии во всем мире. Это является его доктриной, и он об этом уже заявил, и я надеюсь, что он будет этим заниматься не только на Ближнем Востоке, но и в СНГ тоже.

XS
SM
MD
LG