Линки доступности

Проблемы нераспространения ядерного оружия - 2004-12-27


На заре атомной эры ноу-хау в этой сфере было ограничено горсткой ученых в Соединенных Штатах и Советском Союзе. Сегодня ядерные технологии являются достоянием десятков государств по всему миру. Соответственно, возросла опасность попадания ядерных материалов и вооружений в руки террористических группировок

В начале года стало известно, что ведущий пакистанский ученый-атомщик Абдул Кадир Хан продавал материалы и ноу-хау государствам, питающим ядерные амбиции. По словам бывшего главного инспектора США по вооружениям Дэвида Кея, шок от этого сообщения был соизмерим с ядерным взрывом: «Выяснилось, что целых двадцать лет Хан предлагал материалы и услуги желающим обзавестись атомной бомбой, а мы не только не мешали ему, но даже не слышали об этой торговле, проходившей у нас под носом!».

Правовые основы нераспространения ядерных вооружений заложены во всемирном договоре, под которым стоят подписи руководителей ста восьмидесяти восьми государств. Взамен на отказ от обладания ядерными вооружениями страны-участницы договора получают право на содействие в области мирных ядерных технологий.

В рамках этого соглашения ЮАР, а недавно и Ливия, прекратили программы разработок ядерного оружия.

Но есть и другие примеры. Северная Корея вышла из договора о нераспространении. Иран обвиняется в попытках обзавестись ядерным оружием. Пакистан и Индия недавно провели испытания боевых ядерных устройств и пока отказываются от присоединения к договору.

Многие эксперты скептически относятся к международным соглашениям, в которых отсутствуют меры принуждения. Так, Соединенные Штаты и Европа фундаментально расходятся в том, как следует относиться к стараниям Ирана стать обладателем ядерного оружия, и какой стратегии следует придерживаться в отношении Северной Кореи.

После саморазоблачений Абдул Кадир Хана президент Буш объявил о расширении американской «Инициативы ядерной безопасности»: «Отказ от стараний обзавестись нелегальными вооружениями приведет к улучшению отношений с Соединенными Штатами и другими демократическими странами, - Сказал Джордж Буш. - И наоборот, продолжение усилий по приобретению оружия не обеспечит безопасности и международного престижа, а приведет лишь к политической изоляции, экономическим трудностям и прочим нежелательным последствиям».

По мнению Дэвида Кея, такая политика кнута и пряника с упором на обмен информацией, является единственно правильной в эпоху террористической угрозы: «Взаимные обязательства и, особенно, увеличение обмена информацией, по всей видимости, станет в ближайшие годы прототипом новых отношений, основанных не на всемирном договоре, а на двусторонних соглашениях между заинтересованными правительствами».

Считается, что наибольшую опасность представляет попадание в руки террористов ядерных устройств и материалов из стран бывшего Советского Союза. Но, как отмечает один из руководителей проекта «Управляемый атом» в Гарвардском университете Мэтью Банн, потенциальных источников гораздо больше. «Примерно в сорока странах по всему миру имеются гражданские, а, следовательно, слабо охраняемые исследовательские реакторы, в которых в качестве топлива используется обогащенный уран – самый удобный материал для изготовления атомной бомбы, - говорит Банн. - Таких реакторов свыше ста тридцати. Многие из них расположены на территории университетов и охраняются одним ночным сторожем».

Соединенные Штаты финансируют ряд программ по приобретению отработанного ядерного топлива, в частности - высокообогащенного урана. Но, как показала недавняя ревизия в министерстве энергетики, значительные объемы ядерных материалов оружейных кондиции бесследно исчезли.

В 91 году Конгресс Соединенных Штатов принял закон о финансировании мер по стабилизации и безопасности ядерных хранилищ, а также уничтожения устаревших вооружений в России и других странах бывшего СССР. Тем не менее, как утверждает Дэвид Кей, время от времени на подпольном рынке появляются предложения о продаже советских ядерных материалов: «Мы зарегистрировали ряд подобных случаев. К счастью, большинство предлагавшихся материалов были, хотя и радиоактивными, но непригодными для изготовления бомбы. Однако в трех-четырех случаях речь шла о реальном плутонии, который контрабандисты намеревались вывезти из бывшего Советского Союза».

Всемирный договор о нераспространении ядерного оружия пересматривается на международных конференциях каждые пять лет. Следующая такая конференция должна состояться в 2005 году.

XS
SM
MD
LG