Линки доступности

Американский музыкальный театр. Выпуск 1 - 2004-12-27


Вы знаете меня, как автора и ведущую Джазового клуба и Радиопутешествий по Америке. Сегодня, однако, я буду существовать несколько в иной ипостаси.

Хотя территория, которую мы начинаем осваивать сегодня, имеет к Америке самое непосредственное отношение, ограничена она рамками сценических подмостков и чаще всего – подмостков Бродвея. Именно на Бродвее рождался, рос, становился на ноги и завоевывал право на жизнь жанр, который дожил до XXI века, и который мы называем мюзиклом. Сразу же оговорюсь: начав делать первые неуверенные шаги в начале XX столетия, он заимствовал выразительные средства и у драмы, и у балета, и у оперы и отвоевывал у них сферы влияния, меняясь, порой почти до неузнаваемости (как, впрочем, менялась в XX столетии и сама музыка – чего стоят одни только опусы минималистов!)

Итак, маршрут наших музыкальных путешествий определен. Добавлю лишь к этому, что, как и в путешествиях по Америке, никакой системы придерживаться я не буду. И, как и положено автору джазовых программ, я позволю себе импровизировать. Впрочем, наш первый музыкальный вояж мы начнем, что называется, «от печки», то есть, практически, с начала

«Если бы так случилось, что за всю свою жизнь Джером Керн создал всего лишь один мюзикл, а именно – «Плавучий театр», его имя все равно вошло бы в анналы Американского музыкального театра», - читаем мы в Энциклопедии американской музыкальной комедии. Керн начал свою музыкальную карьеру в девятисотые годы как сочинитель песенок для бродвейских ревю. Уже вторая из них – «Не поужинаешь ли ты со мной сегодня?» – сделалась в 1905 году гвоздем сезона. Простите мне этот анахронизм, словечка «хит» в тогдашнем лексиконе не было.

Не расставаясь с сочинением песенок, Керн начинает пробовать свои силы и как автор собственных музыкальных спектаклей. Большинство из созданного им поначалу основано на английском импорте. Замечу, что в восьмидесятые годы британская музыкальная «интервенция» повторилась с легкой руки Эндрю Ллойд Уэбера.

Первый мюзикл на американском материале – «Красная юбочка» – был создан Керном в 1912 году. Его успех, пусть не бурный, но успех, убеждает Керна в том, что он на правильном пути. Его следующий мюзикл «Очень хорошо, Эдди», созданный в 1915 году, становится событием в театральной жизни Америки. Керну удается органично соединить музыку, слова и сюжет - что отличает «мюзикл» в каноническом смысле слова от незатейливых ревю, где текст служит лишь условным связующим звеном между музыкальными номерами.

В последующие десять лет Керн продолжает работать в жанре комедии: практически каждый сезон на Бродвее появляется премьерный анонс с его именем.

В двадцать пятом Керн встречается и начинает сотрудничать с Оскаром Хаммерстайном, и встреча эта становится судьбоносной и в его жизни, и в жизни американского музыкального театра. Оба, и Керн, и Хаммерстайн ищут в театре новых путей, оба очень взыскательно относятся к драматургическому материалу, с которым работают. И вот однажды… Впрочем, вот как рассказывает об этом «однажды» Оскар Хаммерстайн:

«Однажды мне позвонил Джерри и сказал: «Как ты отнесешься к идее сделать спектакль для Зигфелда (знаменитого, чтобы не сказать легендарного, владельца и антрепренера знаменитого театра, носившего его имя)? Название есть, - продолжал он, - и оно пахнет миллионами: “Showboat”». Я спросил, не идет ли речь о новой книжке Эдны Фербер. «Именно, - отвечал Джерри. - Я еще не кончил читать, так что пойди купи себе книгу и немедленно приступай к чтению. Я уже купил у Эдны право на инсценировку». «А как сам Зигфелд? Как ему эта идея?». Последовал ответ: «Он еще не в курсе дела…».

О том, как развивались дальше события, довольно драматические – в нашей следующей встрече. А сейчас – дуэт героини мюзикла, Магнолии, дочери владельца парохода «Коттон блоссом», влюбившейся в игрока и бонвивана Гейлорда Равенала который отвечает ей взаимностью. Или наоборот. Поют Барбара Кук и Джон Рэйт.

XS
SM
MD
LG