Линки доступности

Обзор печати от 18 декабря 2004 г. - 2004-12-18


Аукцион «Юганскнефтегаза» состоится. Российские власти, устами самых высокопоставленных лиц, заявили, что намеченный на воскресенье аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» - главного дочернего предприятия преследуемой Кремлем нефтяной компании «Юкос» - состоится во что бы то ни стало. Об этом информируют читателей «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» и другие издания.

В корреспонденциях из Москвы отмечается, что для озвучивания решимости Кремля разделаться с неугодной компанией Михаила Ходорковского в бой была введена «тяжелая артиллерия» - премьер-министр Михаил Фрадков и министр иностранных дел Сергей Лавров. До самого последнего времени эти функционеры самого высокого ранга в правительстве президента Путина по поводу судьбы «Юкоса» высказывались достаточно редко.

Газеты отмечают, что заявления главы правительства и шефа российского МИДа потребовалось озвучить в связи с решением суда в штате Техас. Этот суд по просьбе «Юкоса» заблокировал использование активов компании на десять дней. Премьер Фрадков и министр Лавров в своих заявлениях подчеркнули, что ситуация вокруг «Юкоса» будет решаться в соответствии с российскими законами, и что юрисдикция американских судебных инстанций на Россию не распространяется.

«Вашингтон пост», ссылаясь на мнение юристов и других экспертов, констатирует, что не существует американо-российских соглашений, которые делали бы решения суда в Техасе обязательным для исполнения в России.

«Газпрому» отказывают в кредитах. В то же время, оба издания сообщают, что вслед за этим решением консорциум крупных международных банков заморозил кредиты, обещанные российской энергетической компании «Газпром». В консорциум входят известные западные банки, в том числе «Дойче банк», «ЭйБиЭн Амро», «БэЭнПэ Парибас» и «Дрезднер Клайнворт Вассерштейн». «Все они ведут активные финансовые операции в Соединенных Штатах и, в случае неподчинения решению суда в Техасе, могли бы быть привлечены к судебной ответственности», - говорится в заметке на эту тему в вашингтонской газете. «Газпром», за спиной которого стоит Кремль, считается главным претендентом на покупку «Юганскнефтегаза».

Российская юстиция в интерьере «Юкоса». Отчаянные попытки компании «Юкос» предотвратить продажу с молотка главного дочернего предприятия «Юганскнефтегаз» и отсрочить фактическую ликвидацию компании с помощью обращения в американский суд заставили американскую прессу обратить более пристальное внимание на ситуацию в российской юстиции. Аналитическая статья на эту тему появилась в «Уолл-стрит джорнал». Ее автор, московский корреспондент газеты Гай Чэйзан приходит к неутешительным выводам.

В их подтверждение журналист напоминает, что в последние несколько лет Россия потерпела несколько чувствительных неудач в международных судебных инстанциях, в которые она обращалась с исками. Так, например, Европейский суд пор правам человека в Страсбурге признал, что российские власти незаконно задержали магната Владимира Гусинского. Суда в Греции и Испании отказали в выдаче его России. В 2003 году британский суд отказал России в выдаче Ахмеда Закаева. Борису Березовскому было предоставлено политическое убежище в Великобритании.

Западные официальные лица все более откровенно говорят о том, что в России наблюдается политическое вмешательство в деятельность судов, коррупция и широко распространенные нарушения прав обвиняемых. «Российская юридическая система не является независимой и беспристрастной и не предпринимается никаких попыток ее реформы», - цитирует автор статьи мнение бывшего министра юстиции Германии Сабины Лойтхойссер-Шнарренбергер. Она - автор недавно представленного Совету Европы доклада об аресте и преследовании сотрудников компании «Юкос» во главе с Михаилом Ходорковским.

Дума дарит Кремлю закон о борьбе с терроризмом. О принятии Государственной Думой в перовом чтении закона о борьбе с терроризмом сообщает «Нью-Йорк таймс».

«Этот закон, - говорится в корреспонденции из Москвы, - предоставит Кремлю самые широкие полномочия. Он получит право, в случае террористических акций, объявлять чрезвычайное положение, ограничивать свободу слова и печати, переписку граждан и другие гражданские права. Закон был одобрен большинством в триста восемьдесят пять голосов против сорока семи. Его не поддержали только коммунисты и несколько независимых членов Думы».

«Подобно недавно осуществленной президентом Путиным перелицовке существующей политической системы, в том числе - отмене выборности губернаторов, новый закон в значительной мере усиливает его власть и наносит новый удар по демократическим свободам, - подчеркивает нью-йоркская газета. - Противники закона характеризуют его как дальнейшую консолидацию все более авторитарной системы путинского правления».

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG