Линки доступности

Молдавско-российские отношения - 2004-12-17


Выступая в начале декабря на заседании Совета ОБСЕ в Софии, министр иностранных дел Молдовы Андрей Стратан заявил, что власти республики расценивают присутствие российских войск на своей территории как «военную оккупацию». Такое жесткое заявление официальным Кишиневом было сделано впервые, и оно не могло пройти незамеченным.

Официальные взаимоотношения между Москвой и Кишиневом находятся в подвешенном состоянии уже больше года. Все началось с отказа президента Владимира Воронина подписать так называемый «План Козака» по урегулированию приднестровского вопроса. Потом стали наслаиваться и другие мотивы. Летом глава молдавского государства заявил открыто, что сепаратистский режим в Приднестровье продержался до сих пор только благодаря поддержке извне, и что Кишинев не собирается больше идти на переговоры с марионетками, а только с теми, кто ими руководит, или оказывает на них влияние.

После более десяти лет безрезультатных встреч сторон и посредников, руководство Молдовы пришло также к выводу, что необходимо изменить пятисторонний формат переговоров по приднестровскому конфликту. Россией это предложение было расценено как необоснованное, как будто за все эти годы не было заметно, что Приднестровье только укреплялось как отдельное государство со всей соответствующей атрибутикой.

После анализа всех внутренних и внешних факторов, в июне этого года Воронин выступил с инициативой о подписании США, Евросоюзом, Румынией, Украиной и Россией Декларации о стабильности для Молдовы, которая должна способствовать решению приднестровского конфликта. Инициативу поддержали все, кроме Украины, ввиду ее внутренних проблем с выборами, и России.

Отсутствие успехов в переговорах и затягивание Россией процесса вывоза своего вооружения и боеприпасов и побудили Молдову сказать то, о чем давно говорят представители гражданского общества.

«Аргументы, приведенные для оправдания затягивания процесса вывода войск и боеприпасов в течение более чем двух лет, не являются правомерными», - подчеркнул Андрей Стратан на заседании Совета ОБСЕ в Софии. - Присутствие российских войск противоречит политической воле молдавских конституционных властей и бросает вызов единогласно признанным международным нормам, принципам приднестровского вопроса и манипулирует криминальными приднестровскими лидерами».

Москва, в нелицеприятной для себя ситуации, попыталась взять реванш. Она расценила заявления Кишинева об оккупации Приднестровья Россией как «абсурдные, безответственные и явно недружественные». В распространенном на днях комментарии Департамента информации и печати МИД РФ отмечается, что в Приднестровье после распада Советского Союза и расформирования Четырнадцатой армии пока еще остается ограниченная группа российских военнослужащих с единственной миссией - обеспечить охрану складов с боеприпасами и военным имуществом, подлежащим вывозу на территорию России. А причину, по которой процесс вывоза военных материалов был приостановлен, МИД России объясняет обострившимся недоверием между Кишиневом и Тирасполем.

Московские дипломаты посчитали необходимым предупредить Кишинев, что подобная интерпретация действительности не будет способствовать развитию отношений стратегического партнерства между Россией и Молдовой, базирующихся на положениях Договора о дружбе и сотрудничестве от 2001 года. И тут молдавская сторона, вместо того, чтобы по привычке советских времен ретироваться, вновь выступила со своими аргументами. МИД Молдовы сделал собственное заявление в связи с комментарием МИДа России.

В нем отмечается, что комментарий МИД РФ не отвечает на вопрос о легитимности присутствия ограниченной группы российских войск на территории Молдовы. «Именно в контексте взятого на себя Россией обязательства на саммитах ОБСЕ в Стамбуле и Порто, - говорится в заявлении, - стало возможным заключение в 2001 году базового политического Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами и последовавший за этим беспрецедентный уровень стратегического взаимодействия во многих сферах, представляющих взаимный интерес».

В официальном документе молдавской дипломатии отмечается также, что молдавская сторона с пониманием относилась к сложностям, связанным со сроками вывода войск и вывоза российских вооружений, но только до тех пор, пока выполнение стамбульских договоренностей не стало увязываться официальными лицами России с приднестровским урегулированием и отказом вообще рассматривать какие бы то ни было сроки вывода войск.

«Решение молдавской стороны, связанное с неподписанием «Меморандума Козака», - говорится в заявлении, - может по-разному интерпретироваться, но это решение было принято властями суверенного и независимого государства в отношении своей внутренней проблемы, а потому оно не может рассматриваться в качестве причины для остановки вывода российских войск и вывоза вооружений». Такая причина, по мнению молдавской дипломатии, может рассматриваться только как шантаж.

Конечно же, ситуация складывается непростая, и этому в Молдове никто особенно не радуется. Сложность в том, как говорят граждане республики, что не все хотят смириться с тем, что реалии изменились, что территориально маленькие государства тоже являются субъектами международного права и хотят самостоятельно вести свою политику.

XS
SM
MD
LG