Линки доступности

15 годовщина смерти А.Д. Сахарова - 2004-12-14


14 декабря исполнилось 15 лет со дня смерти великого ученого и правозащитника академика Андрея Сахарова. О том, как вспоминают Сахарова его единомышленники и сподвижники в Москве и Санкт-Петербурге, рассказывает наш корреспондент:

Во вторник в Санкт-Петербурге, у памятника Андрею Дмитриевичу Сахарову, на площади, которая носит его имя, собрались правозащитники и представители местного отделения «Союза правых сил». Народу было немного, но председателя общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» Бориса Пустынцева это не смутило:

«Сюда пришли люди, которые чувствовали такую искреннюю потребность отдать долг этому человеку. С другой стороны, конечно, народу могло бы быть больше, но, как говорится, не то время на дворе. Конечно, у Андрея Дмитриевича были суждения, которые потом не оправдались или оправдались, дело не в этом. А дело в том, что Андрей Дмитриевич показал пример нравственного, морального сопротивления тоталитарному режиму. И в этом, в основном, значение всех его поступков. Тем более, он - четырежды герой, академик, который перешагнул через все свои привилегии, через весь этот официозный почет, которым окружали подобных людей, и стал, как говорил в свое время Солженицын, «жить не по лжи».

Есть ли в сегодняшней России спрос на таких людей, как академик Сахаров? Многолетний сподвижник и коллега Андрея Дмитриевича по научной и правозащитной деятельности Анатолий Шабад отвечает на этот вопрос довольно пессимистично:

«Едва ли бы он что-нибудь сейчас мог изменить, народ сейчас отвернулся и от правозащитников, и от всего, что с его именем связано. Да, конечно, раз его произвели в святые, так его и числят в святых. Но, если бы он был жив, он бы опять оказался человеком, который «недостоин Сахарова», как он неоднократно и оказывался. Он создавал себе сначала имя как ученый, потом вел себя недостойным этого имени. Потом он создал себе имя как диссидент, и «выразителем народных мыслей» его уже было произвели… А оказалось, он опять разочаровал. Но сейчас в очередной раз от него бы отвернулось общественное мнение. Вот только и всего, что было. Так что, всему свое время. А он когда-нибудь опять вернется… У нас было такое временное просветление мозгов у общества, которое продолжалось несколько лет, а теперь вернулись в свое обычное состояние. Ну, вот когда будет следующее, через сто лет просветление мозгов у народа, опять тогда вспомнят про Сахарова. А сейчас будем праздновать завершение смутного времени».

В начале 90 годов Анатолий Шабад был депутатом Верховного совета РСФРС, а сегодня он является одним из руководителей музея имени академика Сахарова в Москве. Чем занимается Сахаровский музей?

«Сахаровский музей у нас есть, помимо музея есть еще архив. Архив Сахарова занимается сохранением его наследия - буквально: документы, воспоминания и так далее. А что касается музея, это правозащитная организация, общественная организация, один из последних островков свободы мысли в нашей стране. Ну, и на него идет большой накат и большое давление. Уже призывали его закрыть как проповедующий антиобщественные ценности и дискредитирующий политику правительства в Чечне, что правда - только не дискредитирующую, а разоблачающую. Короче говоря, это сейчас один из немногих оставшихся общественных центров».

Нынешние российские правозащитники - люди, как правило, пожилого возраста. А есть ли последователи Сахарова среди молодежи? Борис Пустынцев отвечает на этот вопрос так:

«Последователей Сахарова конечно нет. Их ведь не может быть, потому что совершенно другая атмосфера, совершенно другое время. Ну, что касается нового поколения, то это все-таки вселяет надежды. Именно сегодня вступает во взрослую жизнь первое, так сказать, небитое поколение. Люди, которым в начале Перестройки было четыре-пять лет, которые не прошли через советскую мельницу в школе, в вузах. Эти люди выросли в условиях свободы, пусть несовершенной, но все-таки свободы. И для них многие вещи, которых мы добивались с таким трудом, кажутся уже естественными. И они вовсе не готовы к тому, что им кто-то будет диктовать: чем им заниматься, куда им ехать, куда не ехать, что читать, что не читать. Я думаю, что именно из этих людей будет формироваться в дальнейшем и протестный электорат, протестный по отношению к авторитарному катку, который на нас надвигается. И, если хотите, и кадры для будущего гражданского сопротивления, на которое уповал еще Михаил Гептер».

О формах общественного сопротивления угрозе диктатуры речь шла и на проходившем в Москве Гражданском конгрессе. И среди участников было немало молодежи. Поэтому есть все основания считать, что у идеалов свободы и прав человека, которым посвятил свою жизнь Андрей Дмитриевич Сахаров, в России есть будущее.

XS
SM
MD
LG