Поскольку в современном мире, особенно в Ираке, захват заложников становится частым явлением, появляется все больше школ обучения выживанию при захвате заложником. Одна из таких школ недавно открылась в городе Спокан, в северо-западном штате Вашингтон.
Оружие массового поражения широко известно. Американские военные называют захват заложников «оружием массового воздействия». Когда на экранах телевидения показывают страдания гражданских лиц, таких, например, как недавно казненный шестидесятидвухлетний англичанин Кеннет Бигли, это приковывает внимание таких же уязвимых, как и он людей во всем мире.
Школа выживания, недавно открывшаяся в городе Спокан под названием «Национальный центр по обучению выживанию при захвате заложником» была создана майором запаса американских ВВС Рэнди Спиви.
Руководящий обучением в этом центре, отставной полковник американских ВВС Роджер Олдрич говорит, что заложники, которых террористы показывают на экранах телевидения и которых иногда на глазах убивают, это, к примеру - водители грузовиков‚ иными словами - вспомогательный персонал. Олдрич подчеркивает‚ что, поскольку захватом заложников в наши дни все чаще занимаются террористы и боевики‚ необходимо коренным образом пересмотреть учебные программы школ выживания.
«Сейчас в заложники берут не пилотов ВВС‚ не членов элитного подразделения военно-морских сил - “Navy seals” или других спецназовцев‚ которые традиционно проходили курс обучения выживанию, - продолжает полковник Олдрич. - И весь процесс подготовки необходимо радикально пересмотреть».
Основатель споканского центра обучения выживанию Рэнди Спиви подчеркивает‚ что большинство заложников остаются живыми‚ а предлагаемая гражданским лицам подготовка ставит целью увеличить шансы остаться живым.
«Мы говорим‚ что необходимо преследовать две основных цели, - говорит Спиви. - С одной стороны, это оптимизация вероятности выживания. Мы не говорим‚ что гарантируем выживание‚ поскольку этого добиться невозможно. Но существуют определенные принципы выживания, с которыми человека можно ознакомить, и которым его можно обучить, чтобы улучшить шансы на успех. С другой стороны - это снижение до минимума возможности использования в корыстных целях самого заложника‚ организации и‚ честно говоря‚ правительства Соединенных Штатов».
Международные организации, такие как оказывающий гуманитарную помощь по всему миру Международный корпус милосердия, уже давно оценили возможную пользу обучения выживанию при захвате заложником.
«Безопасность всегда была для нас важным вопросом, - говорит представитель Корпуса Эрик Блок. - Только относительно недавно мы оказались свидетелями того‚ что жертвами похищений становятся сотрудники организаций по оказанию помощи. Нас часто называют «уязвимыми»‚ незащищенными мишенями‚ поскольку мы не вооружены‚ и нас легко захватить».
Блок отмечает‚ что его организация подготовила своего рода «боевой устав»‚ который рекомендует сотрудникам‚ как следует поступать, в случае если они окажутся заложниками. Например‚ даются такие советы‚ как потребление любой предлагаемой пищи‚ чтобы остаться здоровым. Другие рекомендации включают отказ от попыток бегства и предупреждение о противопоказанности обсуждения политических или религиозных тем с людьми‚ захватившими заложников.
Эрик Блок считает‚ что для таких групп как «Корпус милосердия»‚ который направляет людей в районы с опасной обстановкой, атмосфера во всем мире стала сегодня более сложной‚ чем в прошлом. В итоге требуется делать нечто большее‚ чем заниматься чтением «боевого устава».
«Национальный центр по обучению выживанию при захвате заложником» ведет обучение на более наглядном уровне. Пока однокурсники следят за происходящим по закрытой системе телевидения‚ учеников - с черной повязкой на глазах, под дулом пистолета вталкивают в комнату допроса. Военные и специалисты по вопросам обеспечения безопасности считают, что подобное наглядное обучение привлекает все больше внимания специалистов. Сотрудники планирующих органов в Пентагоне‚ как например полковник ВВС Джон Хоббл признают нехватку такого подхода и говорят‚ что необходимо усовершенствовать процесс обучение военных в этой области, а позднее применять его и для гражданских лиц. «Процесс‚ если хотите‚ находится еще в зачаточной стадии. Но мы предпринимаем шаги‚ необходимые для внедрения такого вида подготовки и его успешно использования в рамках вооруженных сил с их многочисленным личным составом». Основной курс подготовки в «Национальном центре по обучению выживанию при захвате заложником» продолжается‚ как минимум‚ два-три дня. Полный курс для сотрудников военной разведки занимает недели. В споканском центре проходят подготовку руководящие сотрудники корпораций‚ сотрудники правительственных спецслужб и военнослужащие подразделений национальной гвардии.