Линки доступности

Реформа вооруженных сил в России - 2004-12-10


Издательство Американской академии гуманитарных и точных наук опубликовало отчет под названием «Российские вооруженные силы: Военная мощь и политика» [The Russian Military: Power and Policy]. В связи с выходом объемистого тома Фонд Карнеги за международный мир провел брифинг с участием ряда авторов и редакторов.

В отчете анализируются последствия, которые может оказать в глобальном масштабе неэффективность военных реформ постсоветской эры. Выступавшие на брифинге соавторы и соредакторы отчета приводили данные, свидетельствующие, что российская армия переживает такие серьезные проблемы, как дезертирство, нехватка квалифицированных офицеров, развал системы призыва в армию, повсеместная коррупция и неэффективность подготовки личного состава вооруженных сил.

Стивен Миллер, директор программы международной безопасности при Гарвардском университете, отметил трудности, переживаемые российской армией после распада СССР, включая недостаточное финансирование личного состава вооруженных сил и модернизацию военного оборудования.«Складывается ситуация, - сказал он, - при которой специалисты считают, что реформа в области вооруженных сил крайне необходима, но вряд ли достижима и что поэтому ее нужно оттягивать как можно дольше».

Одним из соавторов отчета по анализу последствий, которые может оказать в глобальном масштабе неэффективность военных реформ постсоветской эры, была старший научный сотрудник российских и евразийских исследований в Фонде Карнеги, специалист в области ядерных вооружений и нераспространения Роуз Готтемоллер. Она была в Москве, когда президент Путин объявил о создании нового секретного оружия, которого нет ни у одной страны мира, в противовес новой американской системе обороны. Фактически, сказала Роуз Готтемоллер, это не новое оружие. СССР разрабатывал его в 90-х годах, когда США объявили о создании системы противоракетной обороны. Заявление Путина, считает американский эксперт по ядерным вооружением, не что иное как игра на публику.

«Им не следует состязаться с Соединенными Штатами для достижения паритета с американскими программами, - сказала Роуз Готтемоллер. - Снимая с запыленных полок программы, которые разрабатывались более двадцати лет назад, и пытаясь их усовершенствовать и, может быть, даже их развернуть, Россия, видимо, пытается осуществить асимметричную стратегию».

Роуз Готтемоллер считает это частью последовательной политики Путина, который, объявляя о важных военных программах, пытает дать знать военным организациям, что он заботится о них. В то же время, говорит Роуз Готтемоллер, Соединенным Штатам не следует забывать, что Россия обладает огромным арсеналом ядерного оружия. Ввиду почти полного развала армии Путин держит свой ядерный арсенал в виде страхового полиса.

Заместитель директора московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, один из ведущих в мире специалистов в области безопасности, считает, что несмотря на все разговоры о военных реформах, все знают, что ни сейчас, ни в обозримом будущем России не нужна огромная военная машина - по той причине, что конфронтация великих держав маловероятна. Эту точку зрения разделают все, кто вовлечен в структуру российских вооруженных сил.

Ни в одной стране мира, включая США, указал Тренин, вооруженные силы не изъявляют желания добровольно реформироваться. На это должен быть приказ политического руководства. «В России, как я считаю, нежелание руководства отойти от традиционной концепции «холодной войны» является скрытой причиной провала военных реформ. Действия Путина в этом направлении мало отличались от политики периода «холодной войны» его предшественников. Высказывалась надежда, что после событий 11 сентября Путин пойдет в правильном направлении, но стратегические решения не были подкреплены истинной стратегией. В американо-российских отношениях не произошло коренных перемен - правда, не только по вине России. Решающим в этом отношении мог бы стать 2002 год, но этого не произошло», - сказал Дмитрий Тренин.

Главной задачей вооруженных сил Российской Федерации, как указал в октябре прошлого года министр обороны Сергей Иванов, является защита от нападения из космоса. Такая угроза, как можно полагать, исходит только от одной страны, сказал Дмитрий Тренин. Если послушать заявления высших российских военных и политических чинов, большинство из них абсолютно уверено, что если бы у России не было ядерного оружия, ее постигла бы участь Сербии и Ирака.

Отклоняясь от темы, Тренин коснулся событий в Украине. Президент Путин проявляет нервозность в процессе президентских выборов. Он был крайне заинтересован в победе ставленника Кучмы Виктора Януковича. «Если к власти придет Виктор Ющенко, максимум через два года Украина будет в составе НАТО», - резюмировал российский политолог.

XS
SM
MD
LG